Вчера президент ОАО 'Российские железные дороги' (РЖД) сообщил о решении Федеральной службы по тарифам (ФСТ) о доиндексации на 4% тарифов на грузовые перевозки. Это означает, что уже в первой половине августа после соблюдения всех необходимых формальностей стоимость грузовых перевозок по железным дорогам возрастет. Железнодорожников понять несложно: компании нужно компенсировать растущие издержки и падающие доходы от перевозок. Однако эффект от доиндексации тарифов может быть и отрицательным в случае, если экспортно-импортные грузы переключатся на порты. Но самое главное - подобные незапланированные повышения могут стать предпосылками к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов, за которую так ратуют железнодорожники. Правда, решения этого вопроса придется подождать еще года два - до начала третьего этапа реформирования компании. ОАО 'Российские железные дороги' было образовано в октябре 2003 г. Единственным акционером общества является Российская Федерация. На сегодняшний день это крупнейшая транспортная компания страны, на долю которой приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. Результатами первого года работы ОАО 'РЖД' стало увеличение грузооборота на 8,4% (до 1,8 млрд ткм) и пассажирооборота - на 2,6% (до 159 млрд пкм). Доходы от грузовых перевозок в 2004 г. составили 529,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2003 г. на 13%. Прибыль РЖД до налогообложения составила 26,5 млрд руб., чистая прибыль - 8,8 млрд руб. Вчера на оперативном совещании президент ОАО 'РЖД' Владимир Якунин сообщил руководителям компании решение Федеральной службы по тарифам о доиндексации на 4% тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Ранее рост тарифов РЖД в 2005 г. был запланирован на уровне 8,5%. Как в свою очередь пояснил журналистам глава ФСТ Сергей Новиков в ходе состоявшегося вчера всероссийского совещания 'Вопросы тарифного регулирования на 2006 г.', индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, скорее всего, произойдет после 1 августа. По его словам, соответствующее обращение РЖД есть, но пока не рассматривалось на правлении ФСТ. В самих РЖД RBC daily сказали, что с учетом соблюдения всех необходимых сроков и регистрации документов в Минюсте тарифы будут повышены ориентировочно в середине августа. По словам Владимира Якунина, решение о доиндексации тарифов позволит ОАО 'РЖД' получить около 9 млрд руб. дополнительных доходов. Причины стремления РЖД повысить тарифы на грузовые перевозки вполне понятны. 'На компанию давят два фактора: с одной стороны, увеличение издержек за счет роста цен производителей, а с другой - замедление роста доходов от перевозок. Отсюда возникают потери прибыли', - сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. В самой компании говорят об усилившемся воздействии негативных внешних факторов. 'В последние годы тарифы индексируются исходя из потребительской инфляции, а на издержки компании воздействуют прежде всего цены промышленных производителей, которые растут опережающими темпами', - говорится в официальном сообщении пресс-службы РЖД. В результате в прошлом году рост общего ценового давления на издержки компании составил порядка 26%, более чем вдвое превысив индексацию. Кроме того, РЖД несут миллиардные потери доходов (не предусмотренные утвержденным финансовым планом) из-за изменения структуры перевозок. Однако, по мнению экспертов, эффект от такого повышения может быть как положительным, так и отрицательным. 'При сохранении нынешних пропорций вагонной (самая большая), инфраструктурной и диспетчерской тарифных составляющих и опережающем росте частного вагонного парка рост тарифов даст краткосрочный эффект, - говорит Рубен Тертерян. - В то же время это стимулирует рост частного подвижного состава. Частные операторы, наоборот, смогут экономить на подвижном составе и делать грузовладельцам более интересные предложения'. Кроме того, как пояснил RBC daily анонимный источник, знакомый с ситуацией в отрасли, тарифы на грузовые перевозки можно увеличивать долго, но есть вероятность того, что экспортно-импортные грузы могут уйти в порты - эти грузы наиболее чувствительны к повышению тарифов. Мало того, аналитики не исключают, что сегодняшняя доиндексация - лишь один из первых шагов на пути к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов. По закону о естественных монополиях, все тарифы РЖД устанавливает Федеральная служба по тарифам. Железнодорожники не согласны с таким положением вещей, так как, в отличие от частных перевозчиков, не могут регулировать свою тарифную политику и хотят самостоятельно определять тарифы на перевозки отдельных товаров, в которых доля компании меньше 35%. Однако, по мнению специалистов, этого придется еще подождать. 'Просто так государство РЖД тарифы не отдаст. Контроль РЖД над тарифами возможен только через систему создания дочерних зависимых обществ, - сказал RBC daily собеседник, пожелавший остаться неназванным, близкий к ОАО 'РЖД'. - А это может произойти не раньше, чем через два года - к концу второго - началу третьего этапа реформы'.