Существующая модель тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок не в полной мере отвечает требованиям рынка. Об этом заявил 14 сентября заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли РФ Евгений Михайлов, выступая на состоявшемся в Москве заседании "круглого стола" "Тарифные вопросы железнодорожного бизнеса: выделение конкурентных секторов рынка перевозок. Два года работы Прейскуранта N 10-01: итоги, пробелы, надежды".
По словам Е.Михайлова, исторический процесс формирования существующей тарифной системы постепенно привел к определенному балансу интересов всех участников тарифного процесса. "Однако изменения экономической и организационной ситуации в отрасли требуют значительного пересмотра основополагающих принципов этой системы, - считает он. - Уже сейчас можно отметить ряд несоответствий, грозящих перерасти в проблемы для всех заинтересованных сторон, среди них - прогнозный принцип установления тарифа, отсутствие единой системы анализа и мониторинга тарифов, отсутствие долгосрочной предсказуемости тарифов и т.д.".
Для успешной разработки нового подхода к регулированию тарифов необходимо одновременно определить обоснованные принципы тарифного регулирования, сформировать системный подход к регулированию как инструменту проведения реформы российского железнодорожного транспорта, создать формализованную и удобную в применении тарифную методологию.
Для этого, в частности, предлагается разработать промежуточный механизм регулирования тарифов, позволяющий осуществить плавный переход от существующей модели к целевой методике. Одним из инструментов такого механизма могут стать правила установления специальных - исключительных, долгосрочных, инвестиционных – тарифов. В качестве начального шага целесообразно сформулировать требования государства и ОАО "РЖД" к системе установления специальных тарифов.
"Конечной целью этого направления работы должно стать создание формализованного механизма предоставления специальных тарифов, - подчеркнул Е.Михайлов. - Это позволит частично решить существующие проблемы ОАО "РЖД" (у компании появится возможность гибкой балансировки загрузки направлений, объемов перевозок и выручки), регулятора (позволит устанавливать специальные тарифы на основе ясных принципов и правил) и потребителей (станет возможной гибкая балансировка связки объем-цена, и понятной - логика принятия решений регулятором)".
Е.Михайлов сообщил также, что в настоящее время Минэкономразвития России готовит ряд конкретных тарифных инициатив для обсуждения и возможного принятия решений по ним Федеральной службой по тарифам с 2006г.
Все выдержки из выступления Е.Михайлова были распространены в виде пресс-релиза ОАО "РЖД". Означает ли это, что "Российские железные дороги" таким образом косвенно признают несовершенство основного документа, регламентирующего взимание платы за их услуги?