В настоящее время в постоянной эксплуатации задействована паромная линия Порт Кавказ - Крым. На ней курсируют два парома вместимостью по 23-25 вагонов. Максимальное количество рейсов в сутки составляет 6, в перспективе будет доведено до 8.
Основным родом груза, перевозимого с Украины, является глинозем, а в адрес Украины доминирующую роль в перевозках играют нефтепродукты.
Грузооборот паромной переправы Кавказ - Крым по данным ОАО "Анроскрым" с начала 2006 года составил более 1 млн. 237 тыс. тонн, или 116,2% к аналогичному периоду 2005 года. В том числе на экспорт паромами СКЖД перевезла свыше 620 тыс. тонн нефтяных грузов.
С февраля 2006 года стали осуществляться экспортные перевозки бензина (более 160 тыс. тонн за 9 месяцев), импортные перевозки глины бентонитовой (более 11 тыс. тонн за 9 месяцев). С августа паромами начали перевозить импортный бензол (более 4 тыс. тонн за 3 месяца). С начала года увеличились перевозки импортного глинозема на 102,4 тыс. тонн, или 121,7% к аналогичному периоду 2005 года.
По прогнозам, в 2007 году грузооборот линии Кавказ - Крым составит 2 млн. тонн, линии Кавказ - Поти (Грузия) – 500 тыс. тонн.
В 2005 году были запущены пробные рейсы парома по маршруту Кавказ - Поти. Объем перевозок составил 9,2 тыс. тонн. В направлении грузинской стороны перевозили кукурузу, пшеницу и сахар, а в направлении России - марганцевую руду, минеральную воду. Постоянная эксплуатация паромной переправы Кавказ - Поти начнется ориентировочно в феврале 2007 года. Паром, предназначенный для эксплуатации на этой линии, находится на реконструкции и переоборудовании.
В настоящее время для обслуживания паромной переправы используется только Азовский парк (1-я очередь). В стадии строительства Черноморский парк (2-я очередь), который предполагается использовать для перевозок грузов в Грузию.
В будущем не исключена возможность запуска паромной линии из Порта Кавказ на Самсун (Турция), сообщила служба по связям с общественностью СКЖД.
*****
Железнодорожное паромное сообщение между двумя странами было возобновлено в ноябре 2004 года в соответствии с договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был заключен на основании совместного заявления Президентов Российской Федерации и Украины. В этих документах отмечено что, руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними, Азовское море и Керченский пролив имеют важное значение для их экономического развития. Потому считается целесообразным и необходимым восстановление паромного сообщения Кавказ (Российская Федерация) – Крым (Украина) для перевозок грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении Кавказ - Крым.
Работы по реконструкции железнодорожной паромной переправы в порту Кавказ и развитие железнодорожных подходов к станции Кавказ выполнялись ОАО "Анроскрым" и Северо-Кавказской железной дорогой. В ходе реконструкции первого пускового комплекса в порту Кавказ выполнено переустройство железнодорожных путей Азовского парка, строительство путей надвига вагонов на паром, устройство электрической централизации маневрового района, устройство связи парка, строительство зоны погранично-таможенного контроля. Построены досмотровые переходные мосты. Сметная стоимость строительства составила более 65 миллионов рублей.
Северо-Кавказской железной дорогой выполнен большой объем работ по обустройству и приведению к необходимым нормам железнодорожной припортовой станции Кавказ, развитию железнодорожных подходов к ней: усилена пропускная способность участка 9 километр - Юровский, отремонтированы пути, смонтированы устройства связи и автоблокировки, построены служебно-технические помещения, построены три дополнительных пути на станции.
Перспектива развития порта и припортовой станции Кавказ рассчитана до 2015 года. К этому сроку планируется ввести в строй 5 железнодорожных паромов и довести грузооборот до 8 миллионов тонн в год; открыть пассажирское движение.