В январе-июле 2008 г. на железных дорогах России погружено 170,3 млн. тонн угля, что выше соответствующего периода прошлого года на 7,9 млн. тонн или на 4,8%. Как говорится в сообщении ОАО "РЖД", поступившем в ИА "РосФинКом" 8 августа, на экспорт за этот период отгружено 59,2 млн. тонн угля.
В 2007 г. для нужд внутреннего рынка и на экспорт было перевезено 286,8 млн. тонн угольной продукции, из них на экспорт - 100 млн. тонн. Прирост перевозок угля в экспортном сообщении в 2007 г. составил 72,3% относительно 2003 г., при этом внутренние перевозки сократились на 8,9%.
Увеличению объемов железнодорожных перевозок российского угля, идущего на экспорт, способствовала высокая ценовая конъюнктура мирового угольного рынка в период 2003-2007гг. Одним из главных факторов частичной переориентации грузопотоков угля стала значительная разница в уровне экспортных и внутренних российских цен на угольную продукцию. Так, внутренние рыночные цены одной из самых распространенных марок кузбасского сортового угля ДПКО в настоящее время примерно на треть ниже экспортных цен (ФОБ Балтика) на аналогичную продукцию. Наиболее динамичное увеличение объемов перевозок произошло в 2004 г., прежде всего - экспорта в страны АТР, ЕС и Ближнего Востока. Высокий темп роста экспортных перевозок в направлении ЕС сохранялся и в 2005 г., когда перевозки в остальных направлениях сократились.
В последующие годы значительно наращивались поставки угля в страны Ближнего Востока. В результате удельный вес экспортных перевозок повысился по сравнению с 2003 г. на 12,8 % - до 34,9%. Снижение объема внутрироссийских перевозок в 2007г. на 8,9% относительно 2003 г. произошло, главным образом, за счет сокращения поставок энергетических марок угля предприятиям РАО "ЕЭС". Снижение поставок угля для нужд российской энергетики компенсировалось ростом экспортных перевозок. Наиболее значительно выросли перевозки в страны ЕС (+86,1%, или +27,7 млн. тонн), обеспечив 2/3 прироста экспорта.
Произошло заметное перераспределение экспортных грузопотоков между предпортовыми станциями и пограничными переходами, преимущественно Северо-Западного региона. В целом экспортные перевозки в направлении портов увеличились на 91,7% (в том числе в порты Балтийского и Северного бассейнов - на 142,8%), а перевозки через пограничные переходы - на 56,1% (при сокращении перевозок через пограничные переходы стран Балтии, Финляндии и Польши на -53,5%). Доля перевозок через предпортовые станции в объеме экспорта повысилась на 5,1% - до 50,6%. Железнодорожные перевозки импортируемого угля (практически весь объем которого ввозится из Казахстана) в 2007 г. составили 25,5млн. тонн, снизившись относительно 2003 г. на 3,5% (-0,9 млн. тонн).
В 2003-2007 гг. уровень транспортной составляющей при железнодорожных перевозках угля снизился с 31,7% до 29,8% (во всех видах сообщения, январь-сентябрь 2007 г. к 2003 г.) при этом более высокими темпами транспортная составляющая снижалась по экспортным перевозкам - с 40,6% до 33,7%.
Таким образом, в последние годы имело место значительное снижение тарифной нагрузки на предприятия угольной промышленности.
Справка ИА "РосФинКом" :
РСБУ на 14,9% - до 975 млрд. 590 млн. 231 тыс. руб. Чистая прибыль составила 84 млрд. 495 млн. 322 тыс. руб. (рост в 3,1 раза).