Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Л. Бочин сообщил о том, что столичные власти готовятся ввести экологическую классификацию автомобилей. Дескать, связано это с тем, что автомобили "дают 83% загрязнения атмосферы в столице". По его словам, заключаться нововведение будет в том, что автомобилям должны присваиваться экознаки в зависимости от выбросов в атмосферу. "Если транспортное средство не соответствует экологическим требованиям, у него будут проблемы въезда в ту или иную часть города", - пояснил Бочин. В качестве эксперимента глава экологического ведомства считает правильным начать с "одного микрорайона в пределах Бульварного кольца". Автомобилистам будут выдаваться электронные чипы, открывающие шлагбаумы. По его мнению, "система ограничения въезда должна быть "безлюдной". Но не безвозмездной. Назвать конкретный размер платы за въезд в центр Л. Бочин затруднился, но предположил, что "тариф должен соответствовать российским достаткам". Глава природоохранного департамента столицы полагает, что ограничения на въезд в центр должны стать "стимулирующей мерой для перехода на более экологичные топливо и автомашины - как минимум стандарта Euro-2, Euro-3". Правда, разработчики этого "гениального плана" не учитывают, что на "российские достатки" автомобиль, соответствующий нормам Euro-3, не очень-то и купишь. Таким образом, все владельцы отечественных автомобилей окажутся вне закона, а центр станет этакой резервацией для богатеньких. Кроме того, "безлюдность" пунктов пропуска отнюдь не гарантирует антикоррупционное обеспечение проекта: кто-то ведь должен будет определить степень чистоты выхлопа каждого автомобиля и выдать соответствующий знак. Учитывая предыдущий опыт, все сведется к простому правилу: хочешь более полный допуск - стимулируй выдающего волшебную бумажку. Неясно и то, как в процессе эксплуатации будет производиться контроль за токсичностью автомобилей. Надо полагать, что к неуправляемым криминальным парковщикам на обочинах добавятся не менее неуправляемые и криминальные "зеленые человечки" с газоанализаторами в руках. И снова поборы. Такое уже было, насилу от них избавились. Ну и самое главное - можно даже на старой "копейке" отрегулировать двигатель, купить и поставить на него каталитический нейтрализатор, удивить людей, ведающих экознаками, отсутствием вредных примесей в выхлопе и получить вожделенный пропуск. Но... все это окажется бесполезным при том качестве бензина, который продается в столице. По разным оценкам, от 30% до 35% реализуемого на заправках бензина - либо суррогат, либо низкокачественное "автопойло". Буквально на днях представители концерна Ford пожаловались российскому Правительству на плохое качество автомобильного топлива в России, из-за чего современные двигатели плохо работают и раньше приходят в негодность. По словам замдиректора по вопросам безопасности, стратегии и технической политике Ford Motor Company Р. Брауна, его компания выступает за скорейшее принятие новых стандартов для автомобильного топлива. Российские чиновники в лице директора департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго М. Глазатовой в ответ на претензии западных производителей ответили, что новый технический регламент по качеству топлива будет принят уже в первой половине следующего года. Однако принятие технического регламента и контроль за его выполнением - совсем не одно и то же. Хорошо, конечно, если сработает, только вряд ли. Кстати, не далее как в 2002 г. правительство Москвы вводило в обращение экознаки для автозаправок. Знаки должны были служить гарантией того, что на такой заправке бензин только лучшего качества. Но прошло время, этими знаками обзавелись практически все торговцы топливом, а качество последнего лучше не стало. Пару лет назад на одном из заседаний московского правительства уже звучало предложение о платном въезде в центр. Якобы так поступили во многих столицах мира. Особенный упор делался на Лондон. Действительно, в столице Великобритании проехать по центру стоит денег. Но там и машины другие, и люди другие, и доходы у этих людей другие. И бензин там по сравнению с нашим - чистый нектар. И лосось в Темзу нереститься заходит. Но, несмотря на всю эту благодать, когда вводился платный въезд, по Лондону прокатились массовые акции протеста. Кстати, Ю. Лужков тогда завернул подобное предложение.