В связи с резким ростом автомобильного транспорта в атмосферу города в виде отработавших газов ежегодно выбрасывается более 1 млн. тонн загрязняющих веществ. По сообщению пресс-службы Департамента транспорта и связи Москвы, уже сегодня автомобильный парк города потребляет не менее 4 млн. тонн бензина и дизельных топлив. Ситуация усугубляется тем, что 1/3 эксплуатируемого транспорта имеет срок службы более 10 лет и как следствие не отвечает никаким экологическим стандартам.
Для проведения оценки и подготовки предложений по внедрению средств снижения токсичности и улучшения топливной экономичности автомобильных двигателей при Правительстве Москвы работает Экспертный совет. Ведется работа по обновлению парка пассажирского транспорта автобусами, удовлетворяющими современным экологическим стандартам ЕВРО-3.
Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города и здоровье населения является использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива и источников энергии.
На автомобильном транспорте города в качестве моторного топлива начато использование диметилового эфира. Закончился первый этап эксплуатационных испытаний 30 автомобилей модификации ЗИЛ-5301 «Бычок», использующих в качестве моторного топлива диметиловый эфир. Результаты испытаний показали работоспособность автомобилей, возможность применения ДМЭ в качестве моторного топлива. В ходе испытаний автомобилей на ДМЭ установлено значительное снижение выбросов оксидов азота и полное отсутствие сажи. При установке простейшего каталитического нейтрализатора экологические характеристики автомобилей находятся на уровне ЕВРО-3.
Испытания показали возможность применения ДМЭ в качестве моторного топлива. В течение 2005-2006 гг. планируется увеличить количество автомобилей, использующих ДМЭ.
Кроме того, организованы работы по переводу на компримированный природный газ (КПГ) 300 автобусов 11 автобусного парка. В июне первые 15 газовых машин 11 автобусного парка ГУП «Мосгортранс» вышли на улицы города. Уже к концу года количество автобусов на КПГ составит 60 ед. По завершению работ по переводу 11-го парка на природный газ будет принято решение о расширении его использования на пассажирском транспорте.
В качестве альтернативы бензину в Москве расширяется использование пропан-бутана. Количество личных автомобилей, а также грузовых автомобилей и маршрутных такси, эксплуатирующихся в городе на пропан-бутане достигло 112 тыс. ед. Их заправку обеспечивают 27 городских станций.