МЫ ЗНАЕМ КАК (WE KNOW HOW)!

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НЕМЕЦКОГО БИЗНЕСА ЗА 80 ЛЕТ РАБОТЫ НА МИРОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЫНКАХ

"Мы знаем как" - это девиз персонала ООО "Зостмайер", учредителем которого является немецкая логистическая фирма. Предприятие, расположенное на юге Перми, организует международные перевозки, осуществляет доставку сборных и мелкопорционных грузов. Аналогичные компании в Санкт-Петербурге и Самаре являются членами одной большой семьи, ведущей свою историю с 1927 года, когда в немецком городе Оснабрюк Вильгельмом Зостмайером была организована фирма Sostmeier OHG. Под эгидой предприятия работают 14 экспедиторских фирм с 22 национальными и международными подразделениями.

С директором пермской компании Хольгером Вернером мы встретились накануне десятилетнего юбилея пермского представительства, чтобы поговорить об итогах и перспективах его развития. Но разговор совершенно неожиданно расширился до осмысления процессов, происходящих в деловой сфере России и Перми в частности.

МОНОПОЛИСТ - ОН И В ГЕРМАНИИ МОНОПОЛИСТ

- Господин Вернер, становление вашей компании пришлось на непростые для России 1990-е годы. Но вы сумели утвердиться на рынке. Есть какие-то секреты у компании ?

- Мы, немцы, сначала хорошо все продумываем, только потом начинаем действовать. Если пришли на какой-то рынок, то уже навсегда. Логистический бизнес хорошо ложится на немецкую ментальность: здесь требуется аккуратность, точность, стабильность. У нас есть клиенты, которые более 40 лет с нами работают. В Пермском крае сотрудничаем с несколькими серьезными предприятиями региона.

Строительство и создание собственной инфраструктуры прошли здесь с нуля. Слава Богу, эти проблемы позади. Одна эпопея с установкой телефонов чего нам стоила! Оформлением земли занимались два года.Сами строили газопровод, так как нам не дали разрешения на врезку. Газ, электричество, железная дорога - это государственные монополисты, с которыми очень сложно работать. Железная дорога и в Германии, кстати, также неповоротлива. Автодороги плохие до сих пор, поэтому вызывают много проблем с состоянием автопарка.

- Планировали вы дополнительный бюджет на разрешение вопросов особыми, обходными путями, на взятки, одним словом?

- За 10 лет работы в Перми нашей компании я лично не сталкивался с этой стороной взаимоотношений бизнеса и власти. Многие люди в Германии читают газеты и уверены: о, Россия - там мафия и взятки. В Германии также существует такая проблема и тоже есть организованная преступность, только, может, в меньшем масштабе. Условия, которые нам предлагаются в России, приемлемы для нас. Для бизнеса государственные службы стараются условия улучшить. Налоговые службы стали оперативнее, вежливее, корректнее. Законы неплохие, и с точки зрения размеров налогов меня все устраивает. Налог на прибыль в России примерно 24проц, а в Германии - 36проц. Подоходный налог здесь 13проц, а в Германии больше - даже до 30 - 50проц. Поэтому я плачу официальные налоги и живу спокойно, и не думаю, как можно их обойти. Мне нравятся отношения с городской, районной и областной администрациями, которые поддерживают нас. Поэтому мы готовы инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса.

"МЕРСЕДЕС" ИДЕТ НА ВОСТОК

- Какие инвестиционные проекты планирует ваша компания?

- Наша фирма ориентируется на конкретных клиентов. Если наш клиент хочет, чтобы организовали его бизнес в Казани - организуем в Казани, хочет в Перми - организуем в Перми. Мы не строим на голом месте склады, а потом ищем, кому они будут нужны. И не покупаем транспорт без изучения реального спроса на услуги перевозок. Это не наш подход. Мы ведем строительство под конкретный проект, под конкретный заказ. Недавно мы приобрели земельный участок, на котором на первом этапе построим станцию технического обслуживания грузовых автомобилей "Мерседес-Бенц", потому что ближайшая такая станция есть только в Казани. Это то же самое, что из Германии в Австрию ездить на техобслуживание. На втором этапе планируем построить складской терминал. Он будет мультимодальный, так как на территории имеется железнодорожная ветка и автомобильная дорога.

ОДИН ТЕРМИНАЛ - ХОРОШО, А ДВА-ЕЩЕ ЛУЧШЕ

- Не боитесь конкуренции с краевым мультимодальным терминалом? Планируете ли сотрудничество в рамках проекта?

- К сожалению, наша фирма в нем не участвует из-за отсутствия информации. При организации проектов такого масштаба и значения обычно власти предлагают встречи, например для транспортного бизнеса, спрашивают его мнение, потому что у чиновника нет такого опыта, как у бизнесмена. Можно подумать, что специально провели конкурс в тишине.

Конкуренции не боюсь, потому что она всегда полезна. В принципе, решение администрации о создании такого центра совершенно правильно, потому что подобные предприятия развивают наш регион. Не исключаю и сотрудничества.

- Сколько может стоить, на ваш взгляд, 1 кв. м строительства терминала?

- Если без холодильников и других специальных режимов, то долларов 600 - 700 за 1 кв. м. Это дороже, чем в Германии. И аренда здесь в несколько раз дороже, чем в Европе. У вас очень высокие темпы развития экономики, поэтому бизнес справляется с высокими ценами. В Германии нет такого роста, бизнес стабилизировался, и каждый считает свои копейки.

- Какие узкие места региональной логистики необходимо будет "расшивать" терминалу в первую очередь?

- Разрешать дефицит складских помещений. Особенно таких, где предусматриваются стоянки автотранспорта, потому что многие склады не имеют хороших подъездных путей. Существует острая проблема организации таможенных складов, аренда которых стоит до 90 евро за кв. м. Обычная стоимость в Европе - 5-7 евро, а здесь - 90! Поэтому интересно, предусматривается ли проектом таможенный склад? Это было бы логично. Если Россия вступает в ВТО, то здесь будут внедряться условия ВТО, которые упрощены и унифицированы. А в России теоретически условия декларируются о сближении, а на практике все еще есть сложности. Особенно с импортом есть и будут сложности в будущем, если не менять условия. Россия хочет уйти от растоможки в Москве, потому что дорого, далеко, долго. Регионы хотели бы растомаживать грузы у себя. Если бы таможенный склад был реализован в новом проекте, то это было бы полезно.

КОМПЬЮТЕРНЫМ УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ

- Господин Вернер, многие логистические фирмы столкнулись с проблемами применения европейского информационного обеспечения в российской действительности. И вынуждены были менять программы. Вам знакома эта проблема?

- Я сам родом из Восточной Германии и еще помню особенности другой экономики, другого мышления, других привычек. А представьте, если приедет в Россию проводить аудит какой-то специалист из Швейцарии или Голландии. Посмотрит и подумает: зачем нам восемь человек в охране? И напишет в своем заключении: очень много охраны, надо на ней сэкономить. Иностранец, который сидит в офисе управления этой фирмы в Москве, прочитает и обрадуется: ого, 100 тыс. руб. нашел в месяц, да еще налоги, да еще трудозатраты лишние - 3 млн руб. в год можно сэкономить! А потом в первую же инвентаризацию сюрприз: у нас не хватает на 5 млн руб. чего-то! В России на безопасность нужно планировать дополнительные расходы.

- Для новых логистических проектов где брать кадры?

- Я не рассчитываю, что смогу взять обученные и готовые кадры. У нас около 220 сотрудников, которых я за свой счет обучаю в учебном центре. Возможности - для карьерного роста предусмотрены.

Но найти персонал трудно. Объявления даю каждую неделю: требуются грузчики, кладовщицы, водители. Заметно, что трудовой рынок пустой, но экономика активно развивается, поэтому я ищу-ищу-ищу.

- Справились ли вы с теми заданиями, которые были даны вашей головной фирмой при организации бизнеса в Перми?

- Если бы не справился, я бы уже здесь не работал. Компанию устраивают показатели. В Германии рост ежегодный выручки составляет 3-5проц, здесь - 20-30проц. В условиях растущего рынка работать интересно.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости