С точки зрения популярной сегодня философии «бережливого производства» транспортные затраты - это потери, и чем их меньше, тем «бережливее» предприятие, тем меньше себестоимость продукции, а значит - больше прибыль.
Затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материалы. В европейских странах этот показатель меньше 10%, а для большинства российских предприятий затраты на перевозки составляют от 10 до 30%. Это связано не только с географическими особенностями нашей страны – большие расстояния, на которые необходимо перевозить грузы, но и c неэффективной организацией логистики.
В современных экономических условиях сокращение таких потерь хотя бы на несколько процентов приобретает смысл выживания для многих предприятий.
С другой стороны, рынок автоперевозок характеризуется высоким уровнем конкуренции среди перевозчиков. Здесь представлены сотни тысяч транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей.
По данным Минтранса, затраты на один рубль доходов на грузовые перевозки составляют примерно 92 коп. При этом статистика демонстрирует низкую эффективность перевозок, коэффициент пробега автомобилей с грузом не превышает 0,5. Фактически для каждого совершаемого рейса требуется попутная и/или обратная загрузки. Это отражается либо на недополученной прибыли транспортными компаниями, либо вынуждает завышать ставку для заказчиков, ухудшая конкурентоспособность. Не справившиеся с этой задачей транспортные компании также вынуждены покинуть рынок.
Таким образом, заказчики и транспортные компании вынуждены решать задачи прямо противоположные: одним необходимо снизить стоимость перевозки, другим повысить доход от каждого рейса.
Возможно ли объединить их общей идеей? Какие инструменты можно предложить для решения названных проблем?
В рамках программы «Бережливое производство» на предприятии ОАО «КАМАЗ» был открыт проект по сокращению транспортных затрат на междугородние и международные перевозки.
Проблема до реализации проекта: заказчики - производственные подразделения ОАО «КАМАЗ», действовали разобщено в сфере закупки услуг у транспортных предприятий. Это, к примеру, могло привести к тому, что в одну и ту же точку, направлялись несколько полупустых машин, вместо того чтобы одной, может быть, более вместительной - вывезти весь груз и тем самым сэкономить на перевозке.
Конференция «ИТ-парк — центр решений и ИТ-аутсорсинга» Резеда Акчурина, СЕО проекта, на стенде «ТрансИнфоСервис».
Одним из важнейших условий оптимизации, наряду с созданием общего генерального экспедитора, должен был стать координированный обмен информацией между подразделениями заказчиков, данным экспедитором и перевозчиками. Для этого была разработана и успешно внедрена система «ТрансИнфоСервис», обеспечивающая быстрое и эффективное взаимодействие между всеми участниками перевозочного процесса.
Итог проекта - экономический эффект, подтвержденный финансовыми службами ОАО «КАМАЗ» составил 280 млн. рублей
Успех на предприятиях ОАО «КАМАЗ» позволил предположить разработчикам, что данный инструмент мог бы быть полезным и на других предприятия, так как указанные проблемы являются типичными для любых отраслей.
Весной 2013 года создана новая коммерческая версия информационно-логистической системы ТрансИнфоСервис, которая сейчас успешно используется рядом средних и крупных компаний. По данным финансовых служб предприятий, экономический эффект от использования системы составляет от 10 до 30%. Кроме того, руководство некоторых компаний – пользователей системы, оценило ее как инструмент борьбы с коррупционными сделками.
Опыт внедрения показывает, что чем больше участников системы, тем больший синергетический экономический эффект получает каждый из них. Поэтому и грузовладельцы и грузоперевозчики заинтересованы в быстром расширении системы.
Идея масштабирования ТрансИнфоСервис до федеральной сетевой информационно-логистической системы – стратегическая задача, вдохновляющая разработчиков и основателей проекта. Инвестиционная и экспертная поддержка проекта Фондом Развития Интернет - Инициатив делает такую задачу вполне реальной и достижимой. В масштабах страны система обеспечит профессиональную бизнес-среду для взаимодействия участников рынка грузоперевозок и позволит сэкономить миллиарды рублей.
Ильдар Юсупов, руководитель проекта «ТрансИнфоСервис»
yusupov.i@mail.ru