Информационные технологии стали фундаментом любого бизнеса. Подавляющее большинство компаний во всем мире включено в глобальную цифровую экономику.
Они не только принимают и обрабатывают огромные объемы данных, но и генерируют их. С каждым днем этот цифровой оборот нарастает.
По данным IDC, в 2020 году общий объем данных в мире вырастет до 40 Зеттабайт (1021), большая часть которых будет генерироваться различными устройствами. Прежде всего, компонентами интернета вещей: датчиками, сенсорами, умными устройствами.
Эти тенденции уже заметны невооруженным глазом, что подталкивает как игроков ИТ-отрасли, так и их заказчиков готовиться к глобальной цифровизации. О том, как мировые технологические тренды воспринимаются в России и как их на практике реализует бизнес, рассказывает Вице-президент Oracle в странах СНГ Валерий Лановенко.
Что представляет собой бизнес Oracle в России сегодня?
- СУБД Oracle пришла на наш рынок еще во времена СССР. С тех пор продуктовое портфолио компании прошло огромный путь, теперь она - поставщик полного спектра ИТ-решений – от аппаратного обеспечения до бизнес-приложений и ИТ-сервисов. И сегодня на российском рынке представлены все ее бизнес-единицы, отраслевые подразделения и продуктовые линейки, которых более 80.
На каждый продукт выделены определенные ресурсы, люди, которые могут помочь клиентам разобраться, что наши технологии дают их бизнесу. Здесь и поддержка продаж, и маркетинг, и работа с партнерами, и техподдержка, и консалтинг, и облачные сервисы.
Помимо этого в Санкт-Петербурге уже более 10 лет действует Центр разработки , который является частью глобального R&D-подразделения Oracle. Он - наша гордость. Это самая крупная за пределами штаб-квартиры команда разработки Java. Наши инженеры – а это около трети всей команды программистов, работавшей над Java 8, – внесли существенный вклад в разработку этого, самого значимого релиза со времени появления платформы и теперь работают над Java 9. В целом, российский центр участвует в создании более десятка продуктовых линеек, включая самые передовые - облачные сервисы, мобильные технологии, интернет вещей.
Сегодня компания продолжает активно инвестировать в развитие российского бизнеса, несмотря на сокращение объема ИТ-рынка. Крупный бизнес, несмотря на экономическую ситуацию, фактически не изменил подходов к потреблению ИТ. А Oracle взаимодействует, в первую очередь, с крупными компаниями. Такое положение позволяет нам работать над увеличением своей доли на падающем рынке.
Мы не отказались от наших планов в России. Наоборот, понемногу наращиваем число специалистов, переехали в новый офис в Москве, в котором собрали все подразделения, которые раньше могли работать на нескольких площадках.
Oracle всегда работала в России по классической модели – через партнеров. Но в последние годы крупные заказчики стремятся работать с вендорами напрямую. Не создает ли это трений в работе?
- У нас в России более 700 партнеров и их число растет. Большинство из них имеют ту или иную специализацию - продуктовую или отраслевую. Мы продолжаем работать по партнерской модели.
Ряд крупных заказчиков, действительно, хотят иметь прямые контракты с Oracle. Но надо отметить, что они заинтересованы не в прямых поставках продуктов, а в компетенциях специалистов компании, глобального лидера рынка. Мы выступаем в таких случаях как консалтинговый многопрофильный партнер. Помогаем эффективно “встроить” решения Oracle в бизнес-процессы заказчиков или оптимизировать их – в соответствии с теми возможностями, которые предоставляют наши продукты.
При такой схеме всегда есть место и для наших локальных партнеров – они берут на себя собственно поставку продуктов, задачи по их внедрению и настройке. То есть, занимаются классической системной интеграцией. Причем с расширением продуктового портфеля число и разнообразие таких задач только растет – появились дополнительные услуги по программно-аппаратным комплексам, облачным сервисам, технологиям Big Data и др.
Какие продукты восстребованы у российских заказчиков? Компания поставляет СУБД в Россию более 30 лет и по идее насыщение рынка системным ПО уже произошло.
- Это не совсем так. Направление СУБД остается жемчужиной нашего бизнеса – рынок еще далек от насыщения такими системами. С одной стороны, действительно задача базовой автоматизации предприятий в России решена. Однако бизнес наших заказчиков не стоит на месте – он развивается, уровень автоматизации бизнес-процессов становится глубже, стремительно увеличивается объем данных, требующих обработки. Соответственно со стороны заказчиков растет спрос на СУБД с новыми инновационными возможностями.
Например, компания МТС полностью перевела свою корпоративную инфрмационную систему Oracle E-Business Suite, которая охватывает все направления деятельности и в которой работают 20 тысяч сотрудников, на новейшую версию Oracle Database 12c. Это обновление дает МТС прирост прозводительности и более 500 передовых функций СУБД, включая технологию Oracle Database In-Memory, которая организует доступ к данным в режиме реального времени, позволяя обрабатывать миллиарды строк в секунду и выполнять анализ непосредственно в базах данных.
Увеличивается спрос по многим новым направлениям. Например, на высокопроизводительные аппаратные решения. Здесь мы растем быстрее рынка и отвоевали долю у конкурентов за последние два года.
В сегменте бизнес-приложений заказчиков все чаще интересуют инструменты, позволяющие переводить их в облака. И здесь есть интересные российские примеры. Группа Alvisa, производитель и дистрибьютор алкогольных напитков выбрала облачный сервис Oracle Planning and Budgeting Cloud Service для автоматизации бюджетирования. Многие компании принимают решение о переносе в облака не только отдельных приложений, но и в целом ERP-систем. Это глобальный тренд.
Насколько часто в России реализуются облачные проекты? Ведь еще совсем недавно компании насторожено относились к облакам.
- Такое недоверие постепенно меняется. Крупные компании, работающие в том числе на глобальном рынке, стали проще относиться к этой ситуации. Локальные игроки пока не так активны. Но мы ожидаем в ближайшем будущем рост интереса к облачным версиям программных решений со стороны основной массы корпоративных заказчиков. Это отмечают аналитики.
Как показывает недавнее исследование IDG Connect по заказу Oracle, более 96% крупных российских компаний считают, что облачные технологии помогают им быстрее внедрять инновации. Около 80% считают, что облачные сервисы помогают удерживать имеющихся клиентов, а 92% - привлекать новых. В то же время только 19% предприятий достигли уровня облачной зрелости и около 55% полагают, что достигнут этого в течение ближайших двух лет.
Поэтому облака – наше стратегическое направление. Мы предлагаем все три категории облачных сервисов – SaaS (приложения), PaaS (платформа) и IaaS (инфраструктура). У нас, например, уже доступно заказчикам более 600 различных облачных приложений и их число постоянно растет. Кроме того, объявлено о наборе 1400 продавцов облачных решений в EMEA.
В целом мы рассчитываем, что основной функционал корпоративных информационных систем будет постепенно перемещаться в облака. CEO Oracle Марк Херд прогнозирует, что к 2025 году 80% корпоративных приложений и 100% корпоративных данных будут размещаться в облаках. Также в облачной инфраструктуре будет осуществляться 100% разработок и тестирований новых программных продуктов. Многие компании уже сейчас используют публичные облачные сервисы для разработки и тестирования.
Вместе с тем, модель on-premise, когда решения установлены в инфраструктуре предприятия, может успешно использоваться еще не одно десятилетие. Сейчас многие российские заказчики делают выбор в пользу гибридного облака, когда одновременно используется и частное, и публичное облака. Предприятия, которые испытывают проблемы в моменты пиковых нагрузок, теперь могут воспользоваться возможностями переноса части нагрузки из частного облака в публичное. И с технологиями Oracle это можно сделать практически незаметно: традиционные и облачные версии наших продуктов реализованы на одной технологической платформе.
Привлекает ли Oracle к развитию облачного направления российских партнеров?
- С 1 февраля Oracle запустила новую глобальную облачную программу для партнеров. Мы предлагаем партнерам инструменты, которые необходимы, в частности, для развертывания ими собственных облачных сервисов на базе решений Oracle. Наиболее квалифицированные из них сосредоточены на внедрении своих тиражируемых решений на основе Oracle Cloud у клиентов или инвестируют в развитие экспертизы по различным решениям Oracle Cloud с целью предоставлять их клиентам. Таким партнерам компания будет оказывать максимальную экспертную и технологическую поддержку.
Приятно отметить, что СНГ лидирует в регионе ЕСЕМЕА по числу партнеров, получивших права на продажу облачных сервисов Oracle. Почти каждый десятый партнер уже добавил такие услуги в свой портфель.
Какие еще важные тенденции Вы можете отметить?
- В последнее время набрало популярность направление интегрированных аппаратно-программных комплексов. Мы называем их Oracle Engineered Systems. Это сегмент рынка, который создала Oracle и успешно на нем лидирует, увеличивая долю. Речь идет как о российском, так и о глобальном рынке.
За последние 20-25 лет индустрия совершила полный оборот – вернувшись к комплексным решениям после модульной архитектуры, когда та или иная система создавалась на базе стандартных компонентов, а затем долго и не всегда успешно настраивалась, интегрировалась с другими.
Когда Oracle приобрела Sun, многие ставили под сомнение цель сделки. Как показало время, компания еще раз доказала характер визионера и активно занялась разработкой интегрированных аппаратно-программных комплексов, то есть программных и аппаратных систем, создаваемых вместе. Ведь прединтегрированные системы, то есть изначально ориентированные на оптимизацию конкретной задачи и в которых часть кода размещена на чипе, работают лучше, чем постинтегрированные. Такие комплексы, как Oracle Exadata, обходятся заказчикам дешевле, и они более производительные по сравнению с программно-аппаратными комплексами, созданными на базе стандартных серверов и программных продуктов.
Сейчас Oracle Engineered Systems не только в приоритетном списке российских CIO. Многие компании закрепляют положительный опыт использования и расширяют парк наших систем, заменяя ими другие. Перестройка ИТ-инфрастуктуры, сделанная вовремя, позволяет подготовить компанию к работе практически в любых условиях. И здесь отличный пример - банк ВТБ24, который для поддержки стратегии по всей России трансформировал бизнес на основе полного стека наших продуктов - от CRM-приложений до связующих технологий, СУБД и программно-аппаратных комплексов. Еще один недавний пример - компания "МегаФон", которая может готовить аналитическую отчетность в заданное время без остановки загрузки билинговых данных. Наш интегрированный стек помог получить предсказуемую производительность и расширяемость и оптимальную стоимость.
У нас более десятка интегрированных комплексов и более двадцати их конфигураций. Есть и программно-аппаратный комплекс для обработки и анализа больших данных - Oracle BigData Appliance. Его используют, например, в Альфабанке, в разработчике широко известной онлайн-игры World of Tanks – Wargaming. Это еще один важный сегмент. Результаты нашего опроса среди руководителей более 100 крупных российских компаний показали, что около 20% так или иначе работают с технологиями больших данных, а порядка 17% - экспериментируют с ними.
Oracle сотрудничает со многими вузами. Нет ли у компании планов по решению проблемы нехватки специалистов по новым технологиям и подготовке поколения Y к работе в цифровую эру?
В.Л.: Мы уже идем по этому пути. Oracle работает приблизительно с сотней ведущих вузов, которые как и компания готовы вкладываться в развитие своей системы образования. В прошлом году совместно с Высшей Школой Экономики мы разработали и запустили учебный курс "Цифровая трансформация бизнеса с Oracle: новые горизонты в России", пригласив более 15 тысяч российских студентов. Он охватывает все новые технологические направления, в которых работает компания. Здесь и Интернет вещей и Big Data, и мобильные технологии, и управленческие практики в области цепей поставок и развития персонала.
У Вас огромный опыт работы на рынке и в крупнейших ИТ-компаниях? Что Вас особенно привлекает в работе в Oracle?
- Эту организацию с точки зрения масштаба не сравнить с другими, в которых я работал. В первую очередь, привлекает корпоративная культура Oracle. Компания серьезно занимается развитием бизнеса. Здесь и постановка целей, и срок их выполнения – с соответствующими выводами. Поэтому люди, которые не готовы биться, здесь не задерживаются. Но люди с запалом, с талантом, с энергией могут работать в Oracle достаточно долго. Вторая особенность в том, что нет жесткой иерархической системы подчинения. Вне зависимости от должности, нужно уметь работать в команде. И скорее работать с людьми через убеждения, нежели через указания. нас практически каждое небольшое подразделение имеет вертикальное подчинение в регион и вплоть до штаб-квартиры. И это заставляет нас работать совместно и очень эффективно.