Роботы-доставщики в городской логистике: как Яндекс масштабирует автономную «последнюю милю» в Казани

Робот-доставщик Яндекс Лавки у здания в центре Казани, запуск роботизированной доставки

Яндекс начал расширение роботизированной доставки в Татарстане, запустив новую линейку автономных курьеров в центре Казани. Для городских служб логистики и e-commerce это означает переход к масштабируемой модели «последней мили», где часть заказов берут на себя беспилотные системы. В 2025–2027 годах компания планирует серийное производство роботов и значительное увеличение числа дарксторов, поддерживающих такой формат доставки.

Кратко

  • Яндекс начал использование роботов четвертого поколения в Казани; проект реализуется при участии Минцифры Татарстана и исполкома города.

  • Роботы уже работают из даркстора на Спартаковской улице; в дальнейшем сервис охватит новые районы, включая окрестности улицы Маяковского.

  • В 2025 году компания планирует расширить роботизированную доставку на 30 дарксторов, включая сервисы Лавки, Еды и Доставки.

  • Новая модель оснащена обновлённым лидаром, мощным вычислительным блоком и улучшенной подвеской, что повышает проходимость и точность навигации.

  • Производственные планы — выпуск до 20 тыс. роботов нового поколения до конца 2027 года.

  • Потенциальный эффект для рынка: снижение операционных затрат на «последней миле» и уменьшение зависимости от человеческого ресурса на пиковых нагрузках.

Как работает новая модель роботизированной доставки

Яндекс вывел на рынок четвертое поколение роботов-доставщиков — это полностью обновлённая платформа, предназначенная для серийного производства. Ключевые изменения касаются сенсорики, вычислительных систем и ходовых характеристик:

  • Новый лидар: обеспечивает круговой обзор до 100 метров, позволяя распознавать дорожные знаки, разметку, препятствия и поведение пешеходов.

  • Усиленная вычислительная платформа: повышает точность навигации и устойчивость движений в условиях городской среды.

  • Улучшенная подвеска: обеспечивает проходимость на неровных покрытиях и в зимний сезон.

  • Объем грузового отсека — 61 литр, масса полезной нагрузки — до 25 кг; появилась возможность разделить отсек на две секции и доставлять два заказа за одну поездку.

  • Запас хода — до 70 км на одном заряде.

  • Средняя скорость движения — 4 км/ч, пересечение дорог — только по пешеходным переходам и с учетом сигналов светофоров.

Для повышения видимости на каждом роботе установлен светящийся красный флажок — это снижает риск конфликтов с автомобилями и пешеходами.

Влияние на городскую логистику и сервисы e-commerce

Использование автономных доставщиков уже становится частью операционной модели Яндекса в крупных городах. В Казани проект изначально охватывает центральные районы, но в течение следующего года компания намерена расширить географию присутствия на 30 объектов.

Переход к роботизированной доставке дает рынку несколько управленческих и операционных эффектов:

  1. Разгрузка курьерской сети
    Роботы берут на себя короткие маршруты внутри плотного городского контура — это снижает нагрузку в пиковые часы и позволяет более гибко распределять человеческий ресурс.

  2. Повышение стабильности доставки
    Автономные устройства работают в любое время суток и в любых погодных условиях — дождь, туман, снегопад не влияют на их работоспособность.

  3. Снижение операционных издержек
    При масштабировании на десятки районов роботы позволяют оптимизировать стоимость доставки на коротких маршрутах — особенно в сегментах быстрого питания, быстрых доставок и экспресс-ритейла.

  4. Рост пропускной способности дарксторов
    Доставка двумя заказами за рейс уменьшает количество выездов в час, что особенно важно для дарксторов в центре города.

Технические и инфраструктурные особенности проекта в Казани

Выбор Казани для расширения проекта объясняется сочетанием плотной городской застройки, развитой цифровой инфраструктуры и поддержки со стороны региональных властей.

Для городских служб логистики это пилот, позволяющий протестировать:

  • модель распределения автономных устройств по районам;

  • интеграцию роботизированной доставки в стандартные процессы e-commerce-операторов;

  • взаимодействие роботов с городскими системами безопасности и транспортной средой.

Масштабирование: производственные планы и география

С запуском четвертой версии Яндекс впервые переходит к серийному производству роботов. Компания объявила о планах выпустить до 20 тысяч устройств нового поколения к 2027 году.

Сегодня роботы работают:

  • в Москве — 21 район;

  • в Иннополисе;

  • в Санкт-Петербурге и пригороде Мурино;

  • теперь — и в Казани.

За 2025 год роботизированная сеть выполнила свыше 250 тысяч доставок. Расширение серийного производства позволит Яндексу строить устойчивую модель экспресс-доставки с высокой гарантией соблюдения SLA.

Что важно учитывать логистическим директорам

Для руководителей по логистике и операционного блока компаний e-commerce роботизированная доставка может стать инструментом повышения эффективности. Однако внедрение подобной модели требует анализа нескольких аспектов:

  1. Подходит ли район для автономных маршрутов?
    Требуется инфраструктура с безопасными тротуарами, понятной разметкой, предсказуемым трафиком.

  2. Готовы ли IT-системы интегрироваться с роботизированной платформой?
    Необходима синхронизация с OMS, системами маршрутизации и сервисами контроля исполнения заказов.

  3. Как будет распределяться поток заказов между людьми и роботами?
    Обычно роботы эффективнее на коротких, повторяющихся маршрутах.

  4. Какие требования к эксплуатации и сервису?
    Важно учитывать обслуживание зарядных станций, мониторинг состояния устройств и возможные ограничения в период снегопадов или мероприятий в городе.

FAQ: частые вопросы

Могут ли роботы работать в условиях сложной погоды?
Да. Сенсорика и лидар позволяют им функционировать в дождь, снег и туман.

Какая максимальная нагрузка допустима?
До 25 кг при объеме отсека в 61 литр.

Можно ли использовать робота для нескольких заказов?
Да, новая версия допускает разделение грузового отсека перегородкой.

Как обеспечивается безопасность на дорогах?
Робот пересекает проезжую часть только по «зебре» и соблюдает сигналы светофоров.

Где роботы работают уже сегодня?
В Москве, Санкт-Петербурге, Иннополисе и Казани; география расширяется.

Выводы для рынка

  • Роботы-доставщики становятся реальной альтернативой традиционной курьерской модели на коротких городских маршрутах.

  • Технологическая зрелость 4-го поколения позволяет Яндексу масштабировать сервис на десятки районов и сотни тысяч доставок.

  • Серийное производство создаёт предпосылки для промышленного применения автономной доставки в сфере e-commerce и экспресс-ритейла.

  • Для городов это шаг к гибридной модели транспортной экосистемы, где часть логистики выполняют беспилотные системы.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости