В последнее время искусственный интеллект (ИИ) стал предметом множества заголовков и обсуждений. Однако опыт многих руководителей в сфере логистики показывает, что ИИ остается больше предметом надежд и хайпа, чем практическим инструментом для повседневного использования.
Ожидается, что применение ИИ в логистике вырастет на 12-60% с 2024 по 2026 годы, однако такая широкая вариативность прогнозов указывает на значительную неопределенность. Еще более спорным является вопрос о немедленной ценности генеративного ИИ, создающего текст, изображения и видео на основе огромного количества информации из интернета. Опрос компании BCG среди более чем 1400 топ-менеджеров показал, что 85% планируют увеличить расходы на ИИ в 2024 году, при этом 89% назвали его одним из трех приоритетных технологий на год.
Однако, реальная картина использования генеративного ИИ в бизнесе менее оптимистична. Только 6% компаний сообщили, что смогли обучить более четверти своих сотрудников работе с этой технологией. И 45% заявили, что у них отсутствуют четкие руководства или ограничения по повседневному использованию ИИ.
Аспарух Коев, генеральный директор Transmetrics, утверждает, что технология была "неправильно продана". По его мнению, ожидания о том, что роботы заменят человеческий труд, не соответствуют реальности. В логистике, где задача состоит в доставке товаров вовремя, без повреждений и дешевле конкурентов, ИИ пока не способен полностью заменить людей.
Основная проблема заключается в интеграции ИИ с огромными объемами данных, доступных логистическим компаниям. Коев отмечает, что многие компании не справляются с этим из-за разрозненности информационных систем. Даже когда данные используются, ИИ имеет свои ограничения: рекомендации, созданные ИИ, требуют человеческой интуиции для принятия окончательных решений.
По мнению Коева, ИИ будет играть все более важную роль в логистике, но люди останутся частью этого процесса, аналогично современным автоматическим системам управления самолетами. Полностью автономные транспортные средства - это перспективная, но не ближайшая цель.
Таким образом, ИИ, и в частности генеративный ИИ, со временем займет незаменимую роль в логистике, помогая организациям увеличить производительность, повысить эффективность, увеличить доходы и создать долгосрочное конкурентное преимущество. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.