О том, как инновации в HR-процессе могут оптимизировать и автоматизировать работу, рассказывают эксперты аутсорсингового агентства STH-group.
Инновации в области HR могут принимать разные формы и включать в себя использование программного обеспечения для автоматизации и оптимизации HR-процессов, внедрение технологий на базе искусственного интеллекта, а также другие модные и полезные инструменты. Давайте рассмотрим более конкретные примеры HR-инноваций.
Внедрение искусственного интеллекта
Внедрение искусственного интеллекта помогает HR-командам на этапе поиска, а также на этапе отбора. Например, получать больше информации о соискателях. При этом без необходимости увеличивать штат и затраты. Например, использование программного обеспечения для выявления идеальных кандидатов на конкретные должности. Что оно умеет? Чаще всего функции позволяют отбирать соискателей, проверяя их резюме, сопроводительные письма и другие материалы. Выделять среди общей массы наиболее квалифицированных кандидатов на основе требований к вакансиям.
Есть инновационные решения для управления персоналом, например, система «Clockster». Она позволяет компаниям вести табель учета рабочего времени, управлять рабочим графиком, рассчитывать заработную плату, налоги, вычеты, ставки.
Создатели Clockster обещают рост прибыли на 10-15%, повышение эффективности сотрудников на 20%, сокращение затрат на управление расписанием персонала и полный порядок в документации. Это казахстанский продукт, который пользуется популярностью у компаний с большой численностью персонала, как на родине создателей, так и в России, и других странах ближнего и дальнего зарубежья.
«У нас зарплата почасовая, поэтому нам очень важен учет рабочего времени. Clockster — интегрированное решение с определением лица и автоматическим доступом к помещению, — рассказывают о системе клиенты. — Мы даже отслеживаем время на перекуры. Используем три вида системы — мобильное приложение, устройства по биометрии и устройства для магнитной двери. Система позволяет сотрудникам отчитываться о своем местонахождении и действиях вне офиса или производственного цеха, писать комментарии, это обеспечивает прозрачность, дисциплину, как следствие, экономию средств».
Сервис «VK HR Tek», созданный компанией VK, поможет перевести кадровое делопроизводство в цифру. В режиме онлайн (в веб-версии или в специальном приложении, которое можно скачать для iOS и Android), есть возможность запрашивать, согласовывать и подписывать справки, заявления и прочие документы. Привязываться к офису в этой связи не нужно, с документами можно работать удаленно. Модуль «Кандидаты» в этом сервисе упрощает оформление сотрудников на работу.
Цифровая адаптация персонала
Приложения из этой линейки пригодятся для новичков, для управления новыми сотрудниками в первые месяцы их работы. Так, улучшение бизнес-показателей обещает «Бихайв». У компании есть отдельные кейсы для ритейла и компаний из других отраслей. Раньше были популярными зарубежные Whatfix или ClickBoarding, которые предлагали настраиваемые рабочие процессы адаптации, цифровые формы и автоматические напоминания для новых сотрудников.
Существует также большой выбор систем управления обучением, например, у «Лексемы». Эта система позволяет строить планы по разным видам обучения: обязательному, корпоративному и профессиональному. Обучение может быть внутренним и проводиться с участием штатных тренеров, может быть внешним, при котором обучение проводит сторонний образовательный центр — провайдер. Для каждого вида обучения в системе настроен учет и контроль бизнес-процессов обучения. Из зарубежных решений раньше широко использовались TalentLMS и Docebo, позволяющие поддерживать цифровое обучение с помощью индивидуальных программ.
Чтобы помочь новым сотрудникам ориентироваться в бизнес-инструментах, можно установить платформу цифрового внедрения, которая накладывается поверх любой платформы в вашем наборе инструментов и позволяет добавлять в интерфейс инструмента пользовательские инструкции внутри приложения. Вы можете создавать персонализированные списки дел, добавлять всплывающие подсказки и планировать рабочие процессы с учетом конкретных ролей, чтобы обеспечить эффективную адаптацию.
Цифровое рабочее место
Цифровые рабочие места — еще один пример HR-инноваций. По сути, это преобразование физического рабочего места в более цифровую и подключенную среду. Цифровизация рабочего места предполагает предоставление сотрудникам технологий, необходимых для работы удаленно или в распределенной командной среде.
Существует множество инструментов, которые помогают создать цифровое рабочее место: от коммуникационных платформ и инструментов видеоконференций до программного обеспечения по управлению проектами и системами планирования ресурсов предприятия (ERP).
Например, питерская компания «Бизнес Технологии» уже много лет разрабатывает систему Global ERP и платформу Global-FrameWork для цифровизации процессов управления производством, ремонтами, складами, персоналом, документооборотом. Производственные модули для разных отраслей обеспечивают планирование производства, производственный учет и сервис оборудования. А в дополнение к ним доступны все необходимые модули: HRM, WMS, SCM, CRM, PDM. Программные продукты, создаваемые компанией, включены в реестр российского программного обеспечения и соответствуют требованиям импортозамещения.
Порталы самоподдержки сотрудников
Порталы самоподдержки сотрудников предоставляют сотрудникам прямой доступ к ресурсам отдела кадров, таким как информация о льготах, информация о заработной плате и политиках компании. Эти порталы позволяют компаниям снять нагрузку с HR-команд, позволяя сотрудникам быстро находить необходимую информацию без необходимости обращаться к HR-специалистам.
Например, «Пряники» — программное обеспечение, которое включает в себя корпоративную социальную сеть, учебный портал с уроками, проверочными заданиями и наставниками, онлайн-сервис с набором игровых механик для увеличения эффективности работы и обучения персонала, а также сервис биржи идей, где каждый сотрудник сможет предложить свою идею на рассмотрение руководству. Из зарубежных решений Workday и BambooHR, пожалуй, самые популярные. Они служат централизованными платформами для всей информации, связанной с персоналом, к которой сотрудники могут получить доступ и которой они могут управлять, при условии, что у них есть необходимые разрешения.
Правовые аспекты
Стоит вспомнить, что в конце 2022 года был принят закон для защиты биометрии (от 29.12.2022 № 572-ФЗ). Его требования начинают действовать поэтапно до 1 января 2027 года. Так, до конца сентября 2023 года компании, собирающие биометрические персональные данные (БПД), обязаны были передать их в Единую биометрическую систему (ЕБС). К биометрическим данным, в частности, относятся видеозаписи в пропускной системе или при дистанционных медосмотрах, отпечатки пальцев, например, для входа, фотографии, но не все, а установленные нормативным актом Роскомнадзора. Важно понимать, что дача БПД — это не обязанность, а право гражданина, от которого он может отказаться. В этом случае, нужно предусмотреть другие способы аутентификации.
Законных требований по БПД много, все они обоснованы, поэтому их необходимо учитывать при установке интеллектуальных систем на предприятиях.