Автоматизация транспортной логистики в ритейле. Есть ли альтернатива зарубежным системам?

Бизнес в розничной торговле сегодня сложно представить без систем автоматизации транспортной логистики. Ритейлеры привыкли работать на решениях зарубежных вендоров, уход которых поставил под угрозу настроенные логистические процессы во многих компаниях. О том, чего ждать от российских разработчиков и когда стоит начинать процесс импортозамещения, мы поговорили с Алексеем Загайновым, директором по отраслевым решениям в ритейле и FMCG компании К2Тех.

Расскажите, как сейчас обстоят дела с автоматизацией транспортной логистики в ритейле?

Ритейл всегда был на передовой в части автоматизации логистических процессов, поскольку на эффективном управлении логистической цепочкой базируется бизнес розничной торговли. Системы автоматизации транспортной логистики — TMS-системы (Transportation Management System) — сегодня внедрены более, чем у 90% крупных ритейл-компаний. И сейчас перед отраслью стоит сложная и объемная задача по миграции на российские решения. Поддерживать западные системы становится все сложнее и дороже — специалисты, которые хорошо знают импортные решения, переквалифицируются на другие задачи или уезжают за границу. Кроме того, изменения в конъюнктуре рынка влияют на ситуацию с транспортной логистикой не лучшим образом. На приграничных территориях появляются транзитные склады, растет количество мультимодальных перевозок, компании увеличивают страховые запасы, чтобы избежать дефицита. На этом фоне стабильность работы логистических систем становится критически важной для бизнеса. И мы видим, что отрасль постепенно пришла к выводу, что от ушедших вендоров придется отказаться.

Какие сегодня есть доступные решения? Способны ли они заменить западных производителей?

События прошлого года для нас, как интегратора, тоже оказались серьезным вызовом. Мы сразу начали анализировать ситуацию, чтобы понять, что будет с рынком логистических решений после ухода зарубежных вендоров. К2Тех внимательно изучал производителей, тестировал российские продукты и выделил ряд вендоров, сопоставимых с теми, что предстоит заменить. Сейчас это порядка пяти производителей, и это немало. Это разработчики, которые очень активно растут, развивают свои продукты, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в части локализации. Потому что отрасль ритейла, как я уже говорил, всегда была на шаг впереди и требования к системам здесь очень высокие. Однако, нужно понимать, что отечественный рынок TMS развивался до 2022 года не очень активно и сегодня у нас нет единого коробочного решения, которое полностью покрывало бы все функциональные области транспортной логистики. Поэтому мы разделили производителей на четыре категории по ключевым функциональным областям: мультимодальные перевозки, взаимодействие с перевозчиками и тендеры, маршрутизация, управление парком. На старте проекта мы анализируем бизнес-требования заказчика и смотрим, какое решение нужно брать за базис. И уже в рамках проекта вендор адаптирует в этом решении дополнительные функциональные блоки, которые важны для конкретного заказчика.

У вас как интегратора есть рекомендации, что важно учесть в процессе импортозамещения?

Чтобы миграция прошла успешно, важно учитывать ряд моментов. Первое — это обстоятельный выбор решения, которое подходит для определенного заказчика. К сожалению, часто бывает, что этот вопрос отдается на откуп службе закупок или решение выбирается исходя из очень поверхностного анализа рынка. И когда в ходе реализации проекта выявляются проблемы, отказаться от выбранного вендора заказчик чаще всего уже не готов, поскольку это влечет для него репутационные риски. Во-вторых, ИТ — инфраструктура заказчика должна быть готова к переходу на другой стек технологий с точки зрения серверной инфраструктуры и СУБД. И здесь нужно выбирать решения, ориентированные на импортонезависимый технологический стек, а это, как правило, операционные системы Linux и СУБД PostgreSQL. Кроме того, важно понимать, что локализация — сложный процесс, который обязательно нужно разбивать на фазы внедрения, такие как: MVP, CORE, Full-Scale. И внутри каждой фазы должны быть этапы, структурированные по понятной логичной методологии. Плюс ко всему, при переходе на российские решения нужно понимать, что ряд доработок, необходимых заказчику, нужно будет вносить в ходе проекта и закладывать на это ресурсы, как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Технологический партнер — интегратор, конечно, помогает заказчику во всех этих вопросах, позволяет минимизировать риски еще на старте проекта. Поэтому при выборе исполнителя сегодня особенно важно смотреть на его экспертизу и опыт реализации подобных проектов.

Расскажите подробнее, какие задачи в проектах локализации решает интегратор?

В проектах по локализации интегратор выступает консультантом и даже, можно сказать, контролирующим органом, который снимает с заказчика значительную часть задач и рисков, связанных с этим процессом. Опираясь на свой опыт, ИТ-партнер проводит предпроектное обследование инфраструктуры и бизнес-задач заказчика, помогает сформулировать грамотное техническое задание, выбрать подходящий импортонезависимый продукт и выстроить коммуникацию с вендором. Последнее особенно важно при работе с российскими производителями, поскольку взаимодействие с отечественными компаниями имеет свои особенности и отличается от того, к чему привыкли заказчики с западными вендорами. Интегратор помогает вести отчетную документацию вендора, выстраивает четкую методологию и этапность реализации проекта, инициирует доработки продукта, чтобы заказчик мог получить результат, который он ожидает от нового решения. Однако, в любом случае ритейлерам важно понимать, что внедрение TMS решения — процесс, который требует усилий не только со стороны ИТ-партнера и вендора, но и со стороны заказчика с выделением проектной команды и ответственных лиц, которые будут формулировать требования и со своей стороны контролировать качество реализации проекта.

По вашему мнению, стоит ли начинать локализацию уже сейчас или лучше подождать, пока российские логистические решения будут доработаны до необходимого уровня зрелости?

В целом, отрасль пришла к осознанию, что от ушедших вендоров рано или поздно придется отказаться, потому что работа на западных логистических системах без возможности обновления и поддержки — это всегда риски для бизнеса. Сейчас мы видим рост запросов на импортозамещение транспортной логистики от крупных ритейл-компаний, которые уже локализовали критическую инфраструктуру, мастер-системы. На мой взгляд, оттягивать этот момент не стоит. Мы видим, что востребованные российские вендоры сейчас делают упор на гибкую реализацию текущих проектов с заказчиками и развитие своих решений внутри этих проектов. Вендоры планируют выпускать релизы и переносить доработки, которые были реализованы в рамках развития своих текущих проектов, в коробочные версии продуктов. Но это довольно трудоемкий и долгий процесс. Поэтому для ритейлера сейчас проще и быстрее составить грамотное техническое задание, заручиться поддержкой опытного интегратора и получить решение, адаптированное под задачи своего бизнеса, чем ждать новых релизов от вендора. Чем раньше компания перейдет на независимое решение и стабилизирует его под свои нужды, тем раньше сможет двигаться дальше и с уверенностью развивать свой бизнес.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости