По оценкам ПЭК, переход на авторегистрацию сократит срок обработки одной декларации с 15 до 1 минуты.
Объем заявок ПЭК на доставку из России в Таджикистан еженедельно увеличивается на 4%, сообщила руководитель бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова на международной конференции «Логистика и ее преимущества в развитии транспортных сообщений Таджикистана с государствами», организованной Минтрансом республики.
ПЭК запустил регулярные рейсы в Таджикистан два раза в неделю, перевозка занимает 8-15 дней. Компания доставляет грузы через погранпереходы в Кыргызстане и Узбекистане.
«Инфраструктура позволяет доставлять товары своевременно, исключая заторы на границе. Однако оформление многих деклараций, сертификатов и других сопроводительных документов происходит в бумажном виде, что замедляет логистику. С учетом роста товарооборота, важно перевести процесс в электронный формат, распространив действие единой информационной системы Таможенной службы Таджикистана на все категории грузов», — отметила Оксана Феоктистова.
Еще одна точка роста — повышение прозрачности грузоперевозок.
«Порядка 40% российских предприятий для доставки в Таджикистан и по территории страны нанимают частных перевозчиков или ИП, показал опрос ПЭК среди компаний-грузовладельцев. Пока рынок автомобильных грузоперевозок непрозрачный и бизнес сталкивается с нарушением сроков доставки, непредвиденными расходами. Поэтому компаниям совместно с регулирующими органами важно разработать единые требования, подходы к выполнению перевозок грузов», — пояснила эксперт.
Один из драйверов торгового сотрудничества в перспективе 3-5 лет — развитие e-commerce. В мае Министерство экономического развития и торговли Таджикистана сообщило о том, что активно занимается подготовкой закона «Об электронной коммерции». Как отметил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, многие мировые компании из сегмента e-commerce готовы работать в стране. Заинтересованность подтверждают партнеры ПЭК: омниканальные ретейлеры и маркетплейсы.
Необходимо развитие рынка экспресс-доставки. Сейчас перевозка посылок и грузов весом до 30 кг физическим лицам возможна только при получении лицензии. Такой документ имеется только EMS Tajikistan, подразделения государственного почтового оператора «Почтаи Точик».
«Если предусмотреть возможность получения лицензии для коммерческих перевозчиков, обозначив условия, это будет способствовать развитию рынка электронной коммерции и экспресс-доставки в республике», — подчеркнула Оксана Феоктистова.
Увеличение товарооборота между Таджикистаном и Россией до 1,5 млрд долл по итогам 2022 года является вполне достижимой целью, сообщил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. В прошлом году показатель составил 1,2 млрд долл, однако за первое полугодие 2022 года товарооборот уже вырос на 20%, подчеркнул он.
«В этом году торговое сотрудничество России и Таджикистана сделало еще один шаг вперед. Вслед за этим важно, чтобы логистика также развивалась ускоренными темпами. Необходим комплексный подход: разработка единых требований и подходов к выполнению перевозок грузов, цифровизация таможенного оформления, чтобы ускорить процесс и снизить число ошибок», — резюмировала Оксана Феоктистова.