
Новые технологии помогают специалистам логистической отрасли планировать маршруты, улучшать безопасность транспортировки грузов и сокращать издержки. Директор департамента информационных технологий «Курьер Сервис Экспресс» Александр Трошкин рассказал о современных решениях, которые оптимизируют складские операции и процесс управления цепями поставок.
Искусственный интеллект, нейронные сети, беспилотные транспортные средства и другие технологии сегодня активно используются на российском логистическом рынке. Разберем, как применение некоторых продуктов облегчает выполнение различных задач.
Многие компании внедряют современные системы управления складом (WMS) для автоматизации складских операций, отслеживания товаров (грузов) и оптимизации складских запасов. В КСЭ, например, применяется российский программно-аппаратный комплекс АБ.Карго с интегрированной роботизированной сортировочной линией.
Чтобы отслеживать геолокацию грузов в реальном времени и обеспечивать безопасность их перемещения используются технологии GPS и IoT (интернет вещей). В нашей компании мы применяем эти решения для перевозки термогрузов, поскольку IoT также позволяет контролировать условия транспортировки — например, температуру и влажность.
Функция обеспечения безопасности цепочки поставок есть и у блокчейн технологий. Однако, помимо этого, они также могут улучшать процесс отслеживания документооборота. Например, сейчас мы применяем комплексное решение, которое позволяет автоматизировать и внедрять смарт-контракты для операций как по производству, так и по направлению финансов и взаиморасчетов.
На этапе производства это работает следующим образом. Мультимодальные перевозки оформляются в рамках контрактов, где прописывается план транспортировки с детальным описанием параметров (сроки, маршрут, инструкции) и его участников (терминалы, таможня, страхование, перевозчики). Это дает возможность устанавливать четкие правила, следовать им и производить экономические расчеты затрат и стоимости услуг. Далее система автоматически формирует производственные задания для всех участников перевозки. Данный подход позволяет полностью контролировать и обеспечивать информирование по каждому плечу доставки всем заинтересованным лицам. Процесс также включает в себя сбор всех первичных документов по местам следования груза.
В направлении финансов и взаиморасчетов все тоже автоматизировано: в программе есть механизм, который позволяет в рамках контракта (перевозки) получать график платежей. При определённых событиях или выполнении правил, прописанных в контракте, система будет автоматически формировать и отправлять счета.
Для анализа больших объемов данных можно использовать искусственный интеллект (ИИ) и нейронные сети. Учитывая трафик, погодные условия, состояние дорог и другие факторы, специальные программы помогут сократить время в пути, избежать задержек, уменьшить риски и снизить затраты. Для этих целей мы также применяем ИС АБ.Карго.
Использовать ИИ можно и для анализа данных о продажах и потребительском спросе. Благодаря нейросетям прогноз спроса более точный, а это позволяет оптимизировать работу с запасами и избежать излишка или дефицита товара.
Роботизированные системы также играют немаловажную роль в складских процессах, особенно в моменте дефицита людского ресурса: роботы сортируют продукцию, упаковывают и перемещают грузы. Беспилотные транспортные средства помогают снизить риски аварий и сократить время доставки.
Перечисленные технологии, конечно, не заменят человеческий труд, но облегчат сотрудникам выполнение многих задач. Кроме того, инвестиции в подобные решения помогут значительно сократить издержки в будущем, а также повысить уровень оказываемого сервиса.