Запустить систему в эксплуатацию в столь короткие сроки, всего за 3,5 месяца, и выйти на запланированные объемы перегрузки контейнеров удалось благодаря множеству факторов – от грамотно выстроенных взаимоотношений между проектными командами до использования особенностей площадки для оптимизации алгоритмов размещения контейнеров.
ТОО «Dostyk TransTerminal» (Достык ТрансТерминал) образовано в 2012 году для реализации проекта создания нового международного Многофункционального перевалочного грузового терминала для различных типов грузов, в рамках развития планируемого создания Индустриально-логистического парка в Казахстане. «Dostyk TransTerminal» является одной из ступеней глобального проекта по возрождению «Шелкового пути».
Концепция «Один пояс — один путь», которую также называют проектом возрождения Шелкового пути - это международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров для развития торговых взаимоотношений. Этот путь должен связать более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки.
Терминал «Dostyk TransTerminal» должен обеспечить полный цикл грузовых, маневровых операций и оформления перевозочных документов (в том числе таможенного декларирования). Терминал расположен в 6 км к западу от станции «Достык», в непосредственной близости к пункту погранперехода «Достык/Алашанькоу» на границе Казахстан – Китай. Площадь терминала – 60 000 кв. м, общая длина ЖД-подходов терминала составляет 5 398 м, длина фронта погрузки/выгрузки – 850 м.
В 2021 году завершилась первая очередь строительства терминала, параллельно был поднят вопрос и об автоматизации его работы – в будущем через терминал должно проходить до 700 тысяч контейнеров в год. Такой объем практически нереально обрабатывать «вручную», нужна система, которая возьмет на себя все процессы управления перевалкой контейнеров и их учета.
Решением стало внедрение системы AXELOT TOS Управление контейнерным и портовым терминалом. Специалисты AXELOT имеют большой опыт автоматизации контейнерных терминалов и готовы были приступить к работе без промедлений. Тем более, что внедрение системы необходимо было провести как можно скорее, чтобы эффективность работы терминала достигла плановых показателей.
По план-графику на работы по внедрению системы было отведено 6 месяцев. Но запустить AXELOT TOS удалось всего за 3,5 месяца, несмотря на то, что этапы проектирования и настройки системы выполнялись в удалённом режиме. Значимую роль в оптимизации сроков сыграли эффективно выстроенные коммуникации, понимание целевых процессов исполнителем и заказчиком, развитая функциональность системы, которая в большей степени удовлетворяла потребности заказчика, а также гибкий подход к реализации проекта.
В первую очередь, проектная команда со стороны «Dostyk TransTerminal» подготовила качественно проработанную и подробную документацию, которая позволила специалистам AXELOT максимально оперативно, точно и подробно описать будущие бизнес-процессы и согласовать их с заказчиком. Представители заказчика прислушивались к мнению и опыту исполнителя, что, в конечном счете, положительно сказалось как на сроках выполнения работ, так и на продуктивности взаимодействия. Процессы, запущенные в промышленную эксплуатацию, абсолютно совпадают с процессами, разработанными в концептуальном дизайне системы.
Также нельзя не отметить мотивацию сотрудников терминала, которые были заинтересованы в использовании AXELOT TOS: попробовав систему в деле и оценив преимущества ее использования, сотрудники всячески содействовали проектной команде, чтобы помочь внедрению.
Руководитель проекта со стороны «Dostyk TransTerminal» наравне с приемосдатчиками и ричтракерами пользовался рабочим планшетом, наглядно видел все, что происходит в системе, мог проконтролировать и убедиться, что все в порядке, система работает «как надо». Это также сказалось на высоком уровне доверия и взаимопонимания между проектными командами.
Как уже упоминалось, погрузочно/разгрузочная площадка терминала «Dostyk TransTerminal» достаточно длинная - 850 метров. Отчасти это вынужденный ход: в местности, где располагается контейнерный терминал, очень сильные сезонные ветра, поэтому контейнеры нельзя ставить выше чем в 2-3 яруса. Большая площадка помогает распределить поступающие контейнеры небольшими невысокими «кучками», не испытывая при этом нехватки площади.
Особенности площадки, а также грамотно спланированные и гибко настроенные алгоритмы размещения контейнеров при приемке, помогли значительно облегчить выполнение операций с контейнерами и выиграть время при отгрузке. На всей длине площадки контейнеры размещаются по нескольким параметрам – по поездам, по экспедиторам, по датам поступления. Такая раскладка позволяет минимизировать необходимость перестановки контейнеров в процессе отгрузки – в среднем, из 60 контейнеров приходится переставить всего около двух.
После запуска системы AXELOT TOS в промышленную эксплуатацию контейнерный терминал «Dostyk TransTerminal» начал перегружать с китайских на российские и европейские вагоны в среднем 400 контейнеров в сутки. Этот показатель не финальный, объемы в будущем будут увеличиваться.
Биллинг услуг по перегрузу контейнеров выполняется теперь в автоматическом режиме и с большой точностью за счет автоматического обновления курсов валют и гибко настроенных параметров фиксации услуг по событиям операций системы.
Проект по внедрению системы AXELOT TOS также имеет положительные результаты и для компании AXELOT – по итогам проекта была существенно расширена фунциональность типового модуля для использования на транзитных контейнерных терминалах, который может лечь в основу других проектов.
На вторую очередь проекта запланирована интеграция AXELOT TOS с системами ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» и «1С:Бухгалтерия» для Казахстана. Также рассматривается возможность внедрения системы видеофиксации, которая еще больше ускорит выполнение операций: сейчас приемосдатчики должны лично на месте фиксировать факт прохождения контейнеров через терминал и очередность вагонов, а с системой видеофиксации это можно будет делать в удаленном режиме.