В логистике существует ограниченное количество вариантов по распределению перевозок на исполнителя. Продакт-менеджер компании Loginet Елена Роо перечисляет основные из них.
Первый вариант. Распределение вручную по договору на конкретного исполнителя. Подход, предполагающий возможность выбора и субъективности решения в отношении распределяемой перевозки. Координатор самостоятельно назначает то или иное направление на перевозчика с Договором, при этом стоимость может быть закреплена или назначена Заказчиком.
Второй вариант. По результатам различных видов торга (по фиксированной цене, запрос предложений, аукцион). Наиболее востребованный вариант поиска Исполнителей в период неопределенности и постоянно меняющихся ставок на направления. В рамках торга победитель может быть выбран на основании различных параметров: самый очевидный – наименьшая стоимость, однако, критерием выбора может стать самая ранняя дата и время подачи транспортного средства под погрузку.
Третий вариант. По минимальной цене. Координатор или система подбирают всех доступных Исполнителей с закрепленным тарифом по направлению в Договоре и распределяют на Перевозчика с наименьшим тарифом. Если данный вариант использовать в «чистом» виде, то может сложиться следующая ситуация, когда одно и то же направление всегда получает один и тот же Исполнитель, что может создать дополнительные риски, связанные с ограничением ресурсов данного Исполнителя. Со своей стороны мы рекомендуем тщательно выбирать направления для данного вида распределения или комбинировать его с другими параметрами, такими как гарантия или KPI.
Четвертый вариант. По гарантиям. Распределение предполагает предварительную фиксацию в Договоре с потенциальными Исполнителями не только стоимости направления, но и количественного значения гарантированных заявок в определенный период (день, неделя, месяц, год или период действия контракта). Наиболее удобно использовать данный вид распределения в автоматизированном режиме посредством преднастроенного ИТ решения.
Пятый вариант. По процентным квотам. В отличие от предыдущего варианта, между потенциальными Исполнителями закрепляются не количественные значения гарантий, а процентные. На сегодняшний день это наиболее востребованный метод, т.к. становится очень сложно прогнозировать конкретный объем даже по регулярным направлениям. При этом данный вид распределения практически невозможно поддерживать «в ручном режиме», оптимальным является решение в рамках портала, т.к. портал гарантирует прозрачность и выполнение обязательств обеими сторонами.
Отметим, что на портале Loginet 2.0 есть возможность помимо процентных долей закрепить максимальное количество перевозок, ограничивающее конкретного Исполнителя. Данный параметр актуален в случае перевозчика, использующего только собственный транспорт и по сути является фиксацией предела его возможностей.
Шестой вариант. По смешанному параметру например, стоимость и гарантия, или стоимость и KPI и т.д.). Данный вид распределение предполагает комбинирование и подбор Исполнителя в рамках нескольких параметров, настраиваемых индивидуально.
Отметим, что наиболее продвинутые Грузовладельцы как правило комбинируют сразу несколько вариантов распределения, выстраивая их в последовательные этапы. Это возможно осуществить с помощью автоматизации при наличие дополнительных параметров, таких как время реакции, например, для принятия перевозки или для предоставления данных по водителю и транспортному средству, автоматическое подведение итогов торга по выбранному параметру, наличие шаблона торга и фиксированного списка участников, ограничение времени до начала загрузки для автоматического прерывания алгоритма и т.д.
Представим такую систему, которая позволяет при минимальных усилиях настроить любую последовательность этапов и таймеров, подходящую конкретному Грузовладельцу.
Предположим, первым этапом будет распределение перевозок по квотам, с установленным временем для принятия заявки в течение 2х часов. В случае, если все подобранные системой исполнители отклонили перевозки или не приняли в отведенное время, система сама запустит второй этап алгоритма, отправив перевозки на биржу с запросом предложений, а при необходимости, добавив отметку о возможности выбора даты и времени загрузки, что безусловно повысит шансы найти наиболее подходящего исполнителя не только по цене, но по срокам доставки.
Таким образом координатору необходимо создать перевозки с помощью шаблона Excel, методов API или вручную и нажать всего лишь одну кнопку (либо настроить автозапуск, что также является возможным) и далее система запустит алгоритмы. При этом портал уведомит о всех этапах распределения, а самое главное о наступление форс-мажорной ситуации, когда Исполнитель не будет найден и требуется отработка со стороны логиста.
Многолетний опыт и практика показывает, что автоматизация такого процесса экономит время и деньги, затрачиваемое отделом логистики. Однако, в текущих условиях недостаточно единожды выстроить алгоритм, важно, чтобы созданный процесс был максимально прозрачным и отслеживаемым, а также требовал минимальных ресурсов для внедрения и последующего изменения.
С точки зрения контроля необходим журнал изменений, а также система версионирования на портале. Каждый участник определенного этапа имеет доступ только к своей версии перевозки и лишь Заказчик видит картину целиком и может без труда сформировать аналитику, которая позволит оценить эффективность внедренного процесса и сопоставить с уровнем сервиса.
С точки зрения быстроты внедрения и последующий адаптации, клиенты портала Loginet 2.0 имеют уникальную возможность, заполнив анкету с указанием параметров желаемых этапов, в максимально короткие сроки получить и начать использовать автоматизированный процесс, настроенный индивидуально для них. В случае необходимости внесения изменений, любые временные настройки или корректировки последовательностей занимают считанные минуты и не требуют дополнительных затрат.