25-26 сентября в Москве состоялся Международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта». Мероприятие прошло при поддержке Министерства транспорта РФ, Государственной думы РФ, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, Дирекции Московского транспортного узла и АО «ГЛОНАСС». Организатором выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта».
Форум стал ключевой площадкой, собравшей заказчиков и поставщиков решений в сфере цифровых технологий на транспорте и предоставившей возможности для дискуссий, обмена опытом руководителей бизнеса и представителей федеральных и региональных властей. Участники мероприятия определили дальнейшие пути формирования региональных программ развития ИТС, обсудили вопросы эффективного управления транспортной инфраструктурой, рассказали о лучших технологических решениях.
Приветственное слово делегатам Форума направил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Игорь Милашевский.
Мероприятие началось с пленарной дискуссии «Цифровизация транспортной отрасли – будущее началось». Были рассмотрены вопросы создания цифровой платформы транспортного комплекса, формирования нормативно-правовой базы, обеспечения информационной безопасности при развитии цифровых технологий. Спикеры рассказали об опыте Москвы и регионов в области внедрения ИТС, представили кейсы цифровой трансформации на транспорте.
Заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» Илья Аксельрод выступил с докладом о роли ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в развитии интеллектуальных транспортных систем в России. Он рассказал о том, что «ЭРА-ГЛОНАСС», первая в мире система экстренного реагирования при авариях, стала результатом применения самых современных технологий для социальных задач. Сегодня сфера применения системы гораздо шире, чем обеспечение экстренного реагирования.
По словам Ильи Аксельрода, на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» создана и много лет успешно работает система мониторинга передвижения и состояния любых подвижных объектов, в том числе транспортных средств, грузов и персонала. «ЭРА-ГЛОНАСС» также является и системой высокоточного определения местоположения, и системой обеспечения некорректируемости информации – сертифицированной доверенной средой. Это позволяет использовать возможности ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» при оформлении ДТП по «Европротоколу» – данные обстоятельств аварии при помощи системы подписываются электронной подписью и передаются в некорректируемом виде, что обеспечивает их защиту и юридическую значимость. Также система является уникальной сетью связи с максимальным покрытием, работающей на базе всех крупнейших российских операторов. SIM-профиль «ЭРА-ГЛОНАСС» уже установлен во всех новых автомобилях. Сейчас он используется для экстренных вызовов, но может использоваться для любых других потребностей автомобиля в подключении к сети. Таким образом, «ЭРА-ГЛОНАСС» представляет собой практически готовую базовую инфраструктуру для множества сервисов ИТС. Соответственно, ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть рекомендована для построения эффективных региональных навигационно-информационных систем.
В рамках конференции теме региональных навигационно-информационных систем (РНИС) была посвящена отдельная секция. Отраслевые эксперты и представители регионов обсуждали текущее состояние региональных проектов в области спутниковой навигации и перспективы их дальнейшего развития. Была обозначена проблема «лоскутной» информатизации, когда внедрено много систем, но нет их взаимной интеграции. Была отмечена необходимость использования потенциала операторов региональных навигационно-информационных систем, на базе которых целесообразно создавать единые центры сбора транспортной информации. По итогам обсуждения было принято решение о создании рабочей группы по обновлению РНИС. В нее войдут эксперты АО «ГЛОНАСС» и Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», представители регионов.
Директор по развитию региональных программ АО «ГЛОНАСС» Дмитрий Рубцов выступил спикером и модератором круглого стола «Региональные навигационные информационные системы и контроль состояния транспорта». В своем докладе он отметил, что тема развития РНИС имеет многолетнюю историю и большой потенциал. По его словам, сегодня основные проблемы связаны с тем, что в российских регионах пока отсутствует единый подход к созданию навигационно-информационных систем. В настоящее время очень быстро наступают как технологические изменения, так и изменения законодательного характера. Дмитрий Рубцов сказал, что, возможно, следует признать концепцию РНИС несколько отставшей от темпов современной жизни. Не секрет, что в разных субъектах отличается судебная практика по одним и тем же вопросам, что вносит дополнительные противоречия. Кроме того, сейчас достаточно сложно идет внедрение РНИС в работу субъектов.
Дмитрий Рубцов также принял участие в работе сессии «Будущее систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения». В рамках дискуссии обсуждались организационные, технические и административные вопросы эксплуатации и функционированию систем фото- и видеофиксации в субъектах Российской Федерации, вопросы использования данных с камер фото- и видеофиксации в экосистеме интеллектуальных транспортных систем.