Инновации в действии: логистика без водителя
Полуприцепы с минеральной водой «Боржоми» теперь доставляются по трассе М-11 в автономном режиме. Процесс включает три этапа:
-
Загрузка на складе поставщика — товар размещается в полуприцепе «Перекрёстка».
-
Перецепление к тягачу Navio — на хабе у трассы М-11 груз переходит под управление автономной системы.
-
Транспортировка — тягач движется по магистрали в автоматическом режиме, контролируемом инженером-испытателем.
Нормативная база:
Проект работает в рамках постановлений ЭПР № 2495 и № 1849, регулирующих использование высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Инженер в кабине обязан присутствовать, но не вмешивается в управление без необходимости.
Перспективы для бизнеса: скорость, точность, экономия
-
Сокращение времени доставки — исключение простоев и оптимизация маршрутов.
-
Снижение операционных издержек — уменьшение расходов на топливо и зарплаты водителей.
-
Планы на 2025 год — увеличение до 14 рейсов в сутки.
Михаил Алешин, директор цепи поставок «Перекрёстка»:
«Автоматизация — ответ на вызовы рынка. Мы видим потенциал в масштабировании таких решений вместе с лидерами, как Боржоми».
Технологии и партнёрство: мнения ключевых игроков
Александр Абдулаев, ИДС Боржоми:
«Наша цель — опережать технологические тренды. Совместно с X5 Group мы создаём логистику будущего, где скорость и точность — стандарт».
Владимир Буевич, Navio:
«Автономные системы минимизируют человеческий фактор. На трассе М-11 это особенно критично: магистраль позволяет двигаться без остановок, что недостижимо в традиционной логистике».
Кирилл Кузьменко, X5 Transport:
«Ещё в 2023 году мы начали тестировать автономные перевозки. Сегодня это не эксперимент, а рабочий инструмент, снижающий зависимость от ротации персонала».
Вызовы: безопасность, регуляторика, адаптация
-
Безопасность — несмотря на автономность, присутствие инженера обязательно.
-
Регуляторные ограничения — действующие нормы требуют доработки для полного исключения человека из цикла.
-
Инфраструктура — необходимы хабы для перецепления грузов и зарядные станции для электромобилей.
Будущее автономной логистики в России
-
Масштабирование на другие магистрали — трассы М-4 «Дон», М-7 «Волга».
-
Влияние на рынок труда — сокращение спроса на водителей, рост потребности в IT-специалистах.
-
Экология — переход на электротягачи (в планах Navio — 30% автопарка к 2026 году).
Пилот «Перекрёстка» и Боржоми — не просто тест технологий, а шаг к переформатированию всей отрасли. Успех зависит от регуляторной поддержки, инвестиций в инфраструктуру и готовности бизнеса к трансформации.