Сегодня больше половины авиаперевозок в мире сопровождается оформлением электронных авиатранспортных накладных – eAWB. Не так давно я посвятил этой теме отдельное исследование, по итогам которого родилась статья «Когда электронная авиатранспортная накладная долетит до России». А 2 октября 2019 г. меня пригласили выступить с докладом в Совете профессионалов по цепям поставок и рассказать подробнее об электронном документообороте (ЭДО) в сфере грузовых авиаперевозок.
Встреча прошла в неформальной обстановке – в кругу представителей известных авиалиний, экспедиторов и грузовладельцев, использующих воздушные перевозки. Из моего доклада участники узнали, что:
- существует техническая возможность использовать eAWB – уже сегодня применяется технология e-Cargo;
- российское законодательство разрешает использовать авиатранспортные накладные в электронном виде;
- ряд вопросов с контролирующими и таможенными органами остались неурегулированными.
Со своей стороны, некоторые участники рассказали о том, как западные партнеры правдами и неправдами пытаются подключить наши компании к сети e-Cargo. Зачастую российские экспедиторы – единственные на Западе, кто до сих пор оформляет перевозочные документы на бумаге. Поделились на встрече и проблемами, с которыми организации могут столкнуться при таможенном оформлении грузов.
Представители бизнеса понимают необходимость внедрения ЭДО в воздушные грузоперевозки. Об этом говорят два фактора. Во-первых, большое количество вопросов, возникающих на практике при оформлении транспортных документов. Во-вторых, желание самих перевозчиков начать пилотный обмен eAWB уже сегодня.
Однако отмечу и тот факт, что российскому бизнесу недостаточно понятна сфера работы с электронными документами, есть неуверенность и вопросы, связанные с предметной областью юридически значимого ЭДО. Эту проблему должны решать провайдеры и интеграторы как эксперты в данной среде. Например, специалисты Synerdocs оказывают услуги консалтинга по бизнес-процессам и помогают грамотно их выстроить при переходе на ЭДО. Также эксперты сервиса берут на себя обращения в государственные органы по неразрешенным вопросам электронного обмена.
Именно опасения и неумение пользователей работать с электронными документами, а не отсутствие нормативной базы или разъяснений контролирующих органов – главные препятствия на пути внедрения ЭДО в бизнесе, в том числе связанном с авиаперевозками.
Автор: Александр Валеев, аналитик Synerdocs