Цифра к цифре, или Какие ИТ-решения влияют на рынок грузоперевозок

Какие цифровые технологии становятся востребованными в транспортной сфере и почему? Можно ли объединить все онлайн-сервисы в грузоперевозках в один? На вопросы транспортных компаний отвечает представитель ИТ-отрасли, руководитель бизнес-направления Synerdocs (компания DIRECTUM) Иван Агапов.

 

 

 – Иван, какие ИТ-технологии сегодня приходят в транспортную сферу?

– Главная тенденция – «уберизация» грузоперевозок (от Uber – мобильный сервис поиска, вызова и оплаты такси). Я имею в виду появление и развитие онлайн-агрегаторов, таких как GroozGo, «АвтоТрансИнфо», «ВезетВсем» и др. Пока основная часть пользователей подобных сервисов – это небольшие компании, хотя крупные участники рынка в последние годы тоже начинают их осваивать. А некоторые становятся владельцами. Пример – в прошлом году группа компаний «КПД», в состав которой входит крупный логистический оператор «КПД-Карго», приобрела онлайн-сервис GroozGo.  

Еще один тренд – электронный документооборот с контрагентами. Транспортные компании, грузополучатели и грузоотправители отказываются от бумажного взаимодействия по нескольким причинам. Во-первых, электронный документооборот позволяет им экономить – нет необходимости печатать документы, платить за доставку и т.д. Во-вторых, оригиналы в электронном виде обрабатываются намного быстрее – автоматизация позволяет снизить трудозатраты и существенно сократить фонд оплаты труда. В-третьих, документы подписываются и доставляются за несколько минут, это позволяет ускорить поступление денег на счет за оказанные услуги и сократить кассовые разрывы.  

– На электронные транспортные накладные есть спрос?

– Да, мы наблюдаем рост интереса к этой теме последние несколько лет.  Весной 2018 года по просьбе транспортных компаний сервис Synerdocs представил первое решение для юридически значимого обмена электронными транспортными накладными. На практике его уже оценили несколько представителей рынка, в том числе FM Logistic и GroozGo.

По нашим данным, бизнес в России только начинает переходить на безбумажное взаимодействие. Сегодня лишь 3-5% от общего документооборота между организациями переведено в электронный вид. 

– Какие решения также востребованы в отрасли?

– Актуальными остаются мобильные решения для транспортных и логистических компаний. Всё чаще участники рынка используют их для включения неавтоматизированных пользователей в корпоративные бизнес-процессы. Пример – чат-боты в Viber и СМС для водителей и работников склада. Пользователи применяют смартфоны для подписания тех же транспортных накладных, фиксации определенных действий, запросов на получение справок в бухгалтерии. Удаленные сотрудники не имеют доступа к компьютеру и корпоративным системам, это не только их «боль», но и неудобство для топ-менеджмента. Использование чат-ботов позволяет руководству отслеживать действия работников в режиме онлайн, ускорять документооборот и другие бизнес-процессы компании.

– Цифровизация отрасли связана с развитием систем надзора («Платон» и т.д.). Как вы считаете, можно ли объединить эти решения с коммерческими онлайн-сервисами для грузоперевозок?  Кому это может быть выгодно?

– Можно создать единый сервис с функционалом «Платона», возможностями ГЛОНАСС и других спутниковых систем, онлайн-агрегаторов и сервисов обмена юридически значимыми электронными документами. Только мне не совсем понятно, кому и для чего это нужно. Поясню на примере: в одной компании обычно используются различные корпоративные системы (учетные, СЭД, CRM и т.д.). Свести их в одну сложно, так как каждая решает свои задачи и делает это хорошо. Так как их объединение часто требуется только для решения конкретных (единичных) задач, бывает достаточно интеграции. Я думаю, что она применима и случае с сервисами и системами, используемыми в транспортной отрасли. Пример: электронные транспортные накладные, во внедрении которых заинтересован не только бизнес, но и ГИБДД, Минтранс. Так, в будущем может быть создан единый реестр ЭТрН, интегрированный с государственными системами. Хотя как именно Минтранс или ГИБДД могут использовать такую базу – отдельный вопрос.

– Какие ИТ-технологии, по вашему мнению, позволят нарастить транзитный потенциал страны и создать бесшовный «зеленый коридор» на маршрутах Восток-Запад и Север-Юг?

– Рассуждать о создании бесшовного «зеленого коридора» можно лишь тогда, когда будет создана базовая инфраструктура транспортной отрасли. Пока же в России явно не хватает качественных дорог, чтобы быстро доставлять грузы. Например, из Китая в Европу. Но это не единственная проблема. Передвижение товаров тормозится уже на первом этапе – при их ввозе в страну. Задержки с «растаможкой» связаны как с большим объемом грузов на границе, так и с длительным оформлением документов. Также пока не решается проблема с нехваткой логистических центров в стране.  

И наконец, для создания единого «зеленого коридора» требуется организовать единое интегрированное информационное пространство, которое позволит обмениваться в электронном виде всеми необходимыми сведениями и документами, сопровождающими грузы. Нужны и стандарты обмена данными – как между владельцами грузов, заказчиками и исполнителями перевозки, так и между бизнесом и государством. В частности, на законодательном уровне в России необходимо стандартизировать каналы обмена и форматы используемых документов. Сейчас их нет, что часто приводит к сложностям во взаимодействии участников рынка и госструктур.

Фото: Getty Images Russia

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости