Эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и путевого листа (ЭПЛ) в сфере автомобильного транспорта при перевозках пассажиров и грузов прошёл в России с 1 по 30 октября. С каким настроением участники от бизнеса вступили в эксперимент, в чём сомневались и оправдались ли их ожидания? Все ответы – в статье.
Страх #1. В закон внесут только то, что было в эксперименте
Эксперименту был отведён один месяц. Этого времени может быть недостаточно для того, чтобы хорошенько отработать механизм оформления транспортной накладной и путевого листа в электронном виде, протестировать формат ЭТрН, а также возникающие в процессе обмена сложности. Участники эксперимента полагают, что в итоговый закон попадёт только то, что успели протестировать в течение месяца. В результате таких действий пострадает бизнес.
Что на самом деле. Команда Synerdocs регулярно общается с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» – подведомственным Минтрансу предприятию, которое занимается разработкой прототипа государственной системы и формата электронной транспортной накладной. Так как решение Synerdocs уже несколько лет используется на рынке, в эксперимент мы вошли с большим опытом за плечами. При разработке формата ЭТрН были учтены требования бизнеса. Накопленная практика обмена, а также результаты эксперимента позволят создать единый формат электронной транспортной накладной, соответствующий запросам и государства, и участников проекта – крупных грузоотправителей, перевозчиков и операторов ЭДО.
Страх #2. Тестирование ЭТрН не повлияет на промышленную эксплуатацию
Любой эксперимент проходит в тепличных условиях, и тестовая эксплуатация всё равно будет отличаться от промышленной. Иными словами, после окончания проекта, окунувшись в реальные условия грузоперевозки, участники могут столкнуться с проблемами, ошибками, сбоями, не предусмотренными в эксприментальной обкатке. Зачем вообще тестировать схему обмена электронными документами, если итоговый результат будет далёк от теста?
Что на самом деле. Государство отлаживает механизм оформления электронных перевозочных документов в первую очередь для себя, чтобы проверить взаимодействие собственных систем. Те несовершенства, которые участники ощутят на себе при промышленной эксплуатации, готовы дорабатывать представители систем электронного документооборота. Максимальное удовлетворение требованиям бизнеса – задача операторов ЭДО. Для наиболее комфортной отработки вопросов мы поддерживаем идею проведения в следующем году пилотного проекта, минимум в течение полугода, который позволит «обкатать» все типовые и нетиповые ситуации, возникающие в процессе оформления ЭТрН.
Страх #3. Из-за большого потока данных произойдёт сбой
У участников эксперимента есть опасение, что система обмена электронными транспортными накладными и путевыми листами не выдержит проверки большого количества данных. Произойдёт это, когда к системе подключится весь рынок. А по данным Минтранса, автомобильных перевозчиков сегодня более 50 тысяч, транспортных накладных – 1,5 млрд, путевых листов – 1,2 млрд. В результате сервера не справятся с колоссальной нагрузкой, а пострадает от этого, конечно, бизнес.
Что на самом деле. В ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» утверждают, что больших нагрузок опасаться не стоит. Система способна справиться с потоком данных. Изначально она разрабатывалась с упором на то, что ежедневно к ней будут обращаться тысячи компаний. Это важный вопрос, поскольку сбои могут происходить на любом уровне информационного взаимодействия, и это еще один довод в пользу «пилота». Мы все должны быть готовы к рисковым ситуациям и разработать разные варианты действий в случае нештатных ситуаций.
Страх #4. Зачем использовать решение по ЭТрН сейчас, если можно подождать?
Не секрет, что решение Synerdocs «ЭДО в грузоперевозках» позволяет работать с юридически значимыми электронными транспортными накладными и используется многими компаниями на рынке уже с 2018 года. Однако у участников эксперимента возникает вопрос: зачем переходить на ЭТрН в сервисе Synerdocs сейчас, если решение/формат ЭТрН, принятые Минтрансом, будут отличаться?
Что на самом деле. Текущая задача ведомства – сформировать единый формат для обмена электронными транспортными накладными. Разные контролирующие органы, и ФНС в том числе, участвуют в этом процессе, чтобы утверждённый формат был легитимным.
На сегодняшний день решение Synerdocs юридически значимое, и это подтверждают официальные письма ФНС. Мало того, бизнес продуктивно использует обмен ЭТрН уже более двух лет. Документ принимают и в рамках возмещения убытков по страхованию грузов. Несмотря на то что легитимность обмена в сервисе не вызывает сомнения, команда Synerdocs готова к доработкам формата ЭТрН. Мы общаемся со всеми участниками процесса – бизнесом, регуляторами, другими операторами ЭДО, чтобы в числе первых ввести коррективы в текущее решение и обеспечить заказчикам удобную и легитимную работу с перевозочными документами.
Ну а пока формат не утвердили и не сделали его обязательным (а это, по нашим оценкам, не произойдёт ещё в течение следующего года), почему бы не использовать решение «ЭДО в грузоперевозках», которое удовлетворяет требованиям всех участников рынка?
Используя наш формат до принятия официального, заказчик уже начнёт получать выгоду от перехода на ЭТрН. Потом же можно будет осуществить небольшие доработки и продолжать извлекать плюсы.
Страх #5. Использование простой ЭП – это вообще законно?
Несмотря на то что в проекте изменений Постановления № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» явно говорится о том, что ЭТрН можно подписывать и усиленной квалифицированной и простой ЭП, бизнес не до конца доверяет простой электронной подписи. Например, для многих участников открытыми остаются вопросы о юридической значимости документов, подписанных ПЭП.
Что на самом деле. При разработке решения по обмену электронной транспортной накладной эксперты Synerdocs опирались на законодательные нормы (Федеральный закон № 63 «Об электронной подписи») и потребности отрасли в целом. Применение простой ЭП водителем удешевляет обмен ЭТрН в несколько раз по сравнению с использованием квалифицированной ЭП. Оператор электронного документооборота обеспечивает идентификацию водителей, чтобы в случае необходимости было возможно установить подписанта документа.
Страх #6. А что если наши данные увидят третьи лица?
Участники эксперимента боятся, что в ходе обмена ЭТрН и ЭПЛ через прототип информационной системы произойдёт утечка конфиденциальной информации и к ней получат доступ конкуренты либо сами госорганы.
Что на самом деле. У Минтранса нет задачи отслеживать, какие данные передают через прототип бизнес и операторы ЭДО. В первую очередь ведомство тестирует обмен между операторами и Прототипом государственной системы и между Прототипом и федеральными органами исполнительной власти.
Конкуренты не видят конфиденциальной информации. Участники эксперимента могут только отправить данные в прототип ИС, а обратиться к ним – нет.
Страхов на самом деле больше
Мы имеем дело с экспериментом федерального масштаба. Россия – одно из первых государств в мире, решивших протестировать обмен электронными перевозочными документами на территории страны. Понятно, что для бизнеса участие в таком крупном беспрецедентном проекте сопряжено с тревогой. В этой статье мы описали наиболее распространённые страхи и показали, что многие беспочвенны.
Аналитики Synerdocs продолжат рассказывать о ходе эксперимента Минтранса. Следите за новостями в нашей группе в Facebook и подписывайтесь на дайджест.
Автор: Евгения Герасимова, Synerdocs