Участники рынка грузоперевозок уже научились успешно применять цифровые сервисы для учета грузов, построения маршрутов, бухгалтерских операций. Но многие рутинные процессы им до сих пор приходится выполнять вручную. Директор по развитию «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Александр Вильде делится опытом клиентов по применению программных интерфейсов (API) для автоматизации бизнес-процессов.
Зачем нужны API
В списке основных приоритетов в деятельности участников грузоперевозок традиционно находятся скорость, безопасность и экономическая эффективность. Транспортные компании стараются автоматизировать цикл грузоперевозки так, чтобы ускорить типовые процессы, повысить их прозрачность и минимизировать «человеческий фактор». Но логистам зачастую все ещё приходится вручную обрабатывать заявки и размещать объявления о грузе на биржах, созваниваться и переписываться с клиентами, перевозчиками, проверять их надежность в соответствии с правилами безопасности, принятыми в компаниях.
Повысить степень автоматизации логистических процессов можно с помощью интеграции в информационные системы транспортной компании сервисов цифровых логистических платформ – таких, как ATI.SU. С помощью программного интерфейса (API), например, можно автоматизировать размещение заявки из учетной системы грузоотправителя на биржах грузоперевозок, избавив логиста от рутины и подключая его только в тот момент, когда есть конкретные предложения услуг от проверенных перевозчиков. Недобросовестных исполнителей также можно автоматически отсеивать, имея доступ через API к широкой базе сведений о поставщиках услуг.
Скорость и качество
Так в крупной транспортно-логистической компании Logistics GTE с помощью API сервисов ATI.SU упростили такие бизнес-процессы, как размещение грузов на Бирже, получение ставок и другие. Как поясняет генеральный директор Logistics GTE Денис Гиниятов, в компании сегодня используется API Грузов для публикации заявок на ATI.SU и получения по этим грузам встречных предложений прямо в свою внутреннюю систему на базе 1С. Если у клиентов-грузоотправителей также внедрена автоматизация по API и в системе транспортной компании стоит соответствующая галочка, грузы автоматически появляются на Бирже ATI.SU, водители сообщают свои ставки. В итоге удается очень быстро получить реального перевозчика, который готов доставить груз за определенные деньги. По сути, только с этого момента начинается работа логиста, когда он подписывает документы. Кстати, документы также можно подписывать в электронном виде.
Сервисы Биржи, могут быть интегрированы как в самописные системы клиентов ATI.SU, так и в программное обеспечение, которое компании-разработчики предлагают широкому кругу заказчиков. Так, ПО Logister, предназначенное для автоматизации учета грузоперевозок, взаимодействует по API практически со всеми сервисами ATI.SU. По словам основателя и руководителя сервиса Logister Андрея Шусталова, клиенты, которые начинают пользоваться этим ПО, отмечают сокращение рутинной работы сотрудников и кратное увеличение скорости бизнес-процессов. Непосредственно в программе Logister пользователи могут выкладывать грузы или транспорт на Биржу, получать встречные предложения, формировать заявки, обмениваться документами через сервис «АТИ-Доки», производить расчет расстояния от пункта загрузки до пункта выгрузки, применять справочники ATI.SU, в реальном времени получать информацию о рейтинге контрагента. С помощью данных Биржи в программе также реализована функция быстрого заполнения базы контрагентов: основные реквизиты компании не заполняются вручную, а подтягиваются прямо из заявки.
API Грузов, API Фирм и API Заказов – наиболее популярные программные интерфейсы, которые есть в распоряжении клиентов ATI.SU. Они используются, например, для автоматизированного добавления грузов на общую площадку Биржи и на персональные площадки участников, получения встречных предложений по грузам, оформления заказов, получения сведений об участнике Биржи, ее контактах и реквизитах.
Помимо общедоступных, клиенты Биржи могут использовать несколько платных API, которые позволят эффективнее взаимодействовать с сервисами Биржи. Так, API Поиска транспорта позволяет автоматизировать поиск размещенных на Бирже свободных машин с заданными параметрами, провести отбор перевозчиков для самостоятельного обращения к нему вместо пассивного ожидания предложений на объявление о грузе. API поиска активных перевозчиков поможет отобрать наиболее активных и заинтересованных исполнителей, работающих на заданном направлении. API расчета расстояний дает возможность оценить длину маршрута по автодорогам и найти кратчайший маршрут. API «Перехват грузов» предназначен для автоматического оповещения о размещении на Бирже нового груза и предложения заказчику услуг транспортной компании.
Интегрирован – значит, вооружен
Когда компания производит сотни и тысячи грузоотправлений в сутки, вопрос автоматической проверки перевозчика встает особенно актуально. Можно быстро найти исполнителя заявки, но ручная проверка его благонадежности может занять много времени. Использование API позволяет автоматизировать работу с данными Биржи и переложить значительную часть рутинной работы по проверке контрагента на компьютер. В таком случае каждая из фирм-исполнителей проходит обязательную оценку по нескольким параметрам, сравнение заявленных сведений с данными Биржи.
Денис Гиниятов подчеркивает, что ATI.SU – один из краеугольных камней системы безопасности в компании, в части проверки контрагентов. Для экспедитора одна из основных проблем в грузоперевозках – то, что он не видит того, кому отдает груз. В GTE Logistics был разработан ряд алгоритмов, которые, получая информацию через API на Бирже ATI.SU, сопоставляют эти данные с данными, заявленными потенциальным исполнителем. По контактным данным, по истории работы этого контрагента на Бирже и по другим характеристикам система может автоматически определить, можно ли доверять этой фирме. Например, мошенники идеально подделали документы, но забыли поменять номер телефона в своей карточке на сайте ATI.SU. Система сразу покажет нам, что исполнитель нуждается в дополнительной проверке, или от его услуг лучше совсем отказаться.
Автоматизация – непрерывный процесс
Необходимость применения того или иного API и его эффективность зависят от специфики компании, вида ее деятельности. Как правило, к тому, что бизнес-процесс нуждается в автоматизации, компании приходит органически: становится очевидной потеря времени при ручных операциях, проявляются систематические ошибки специалистов, которые не справляются с возросшими нагрузками.
«Программа учета – очень сложная система: в грузоперевозках огромное количество параметров и их вариаций, система оплаты и начисления бонусов логистам, отчетность. Сегодня всё больше наших клиентов переходят от таблиц Excel к автоматизированным системам. Мы считаем, что учетная система должна предоставлять пользователям доступ ко всем необходимым сервисам по принципу «одного окна». И, поскольку ATI.SU является крупнейшей биржей грузов и транспорта в России, мы идем по пути максимальной интеграции с ней. У нас есть штат программистов, мы следим за появлением новых API Биржи, получаем от пользователей запросы на функционал, реализуем их и таким способом развиваем программу», – подтверждает Андрей Шусталов.
Общий совет при внедрении API остается прежним: не пытаться сделать все и сразу, поэтому в идеале – составить общий план автоматизации работы логистов и постепенно, шаг за шагом двигаться по нему, сочетая управленческие решения с популяризацией цифровых сервисов.