В последние годы рынок транспортной логистики переживает активную цифровую трансформацию. Внедрение новых технологий, таких как IoT, блокчейн, искусственный интеллект, и развитие цифровых платформ становятся неотъемлемой частью современных логистических процессов. Екатерина Кузьмина, директор управления корпоративной архитектуры транспортной компании Delko, поделилась своим взглядом на ключевые тенденции и вызовы, стоящие перед отраслью.
Цифровые платформы: прозрачность и оптимизация
Одной из основных задач логистических компаний является оптимизация затрат на управление операциями и повышение прозрачности процессов. Цифровые платформы играют ключевую роль в этом процессе. Они упрощают взаимодействие между всеми участниками цепочки поставок, предоставляют прозрачные данные и позволяют оптимизировать маршруты. Это, в свою очередь, снижает затраты и повышает общую эффективность работы логистических компаний.
Примером таких решений являются системы управления транспортом (TMS), которые позволяют не только отслеживать грузы в реальном времени, но и предсказывать возможные задержки, предлагая альтернативные маршруты.
Новые технологии от IoT до блокчейна
Технологии на базе интернета вещей (IoT) и блокчейна все чаще внедряются в логистические процессы. Они обеспечивают точное управление данными, повышают безопасность и прозрачность транзакций, а также способствуют улучшению использования ресурсов.
IoT позволяет в реальном времени отслеживать состояние грузов, что особенно важно при перевозке скоропортящихся товаров или опасных грузов. Блокчейн, в свою очередь, обеспечивает неизменность данных, помогая значительно сократить количество споров и улучшить контроль на всех этапах цепочки поставок.
Кроме того, искусственный интеллект (AI) используется в автоматизации рутинных процессов, таких как планирование маршрутов и прогнозирование спроса на перевозки, что значительно ускоряет обработку грузов.
Рынок цифровых решений для логистики
Рынок цифровых решений для логистики развивается быстрыми темпами, особенно с ростом электронной коммерции и цифровизации бизнеса. Логистические компании в России инвестируют в технологии, которые могут повысить их конкурентоспособность. В первую очередь речь идет о системах управления транспортом (TMS), системах управления складом (WMS) и программном обеспечении для отслеживания грузов.
Помимо этого, в нашей компании, например, внедрена система, позволяющая оценивать стили вождения водителей. На основе полученных данных разрабатываются мероприятия, которые позволяют снижать количество ДТП с участием наших транспортных средств и перерасход топлива.
Также сейчас активно внедряются электронные транспортные накладные. Участники рынка отмечают большой интерес к использованию данного инструмента, особенно у крупных грузоотправителей. Наша компания выполнила все работы для запуска ЭТрН к 1 июля 2024 года.
На рынке присутствуют как отечественные разработки, так и решения из дружественных стран, таких как Китай. Многие российские компании уже внедряют платформы для управления цепями поставок и трекинга грузов.
После введения санкций актуальным стал вопрос импортозамещения в IT-секторе. Чтобы снизить зависимость от иностранных технологий, российские компании развивают собственные программные продукты, инвестируют в автоматизацию складских операций, в инновации в области программного обеспечения для аналитики больших данных, системы управления транспортом и IoT-решения.
В то же время при внедрении и использовании отечественных разработок транспортные компании сталкиваются с определенными проблемами, такими как «сырость» цифровых решений, сложности с выбором надежных разработчиков, а также сопротивление сотрудников.
Часть отечественного ПО пока недотягивает до зарубежных аналогов по функционалу, что сказывается на эффективности и стабильности бизнес-процессов. При этом разработчики отечественных программных продуктов — это нередко небольшие частные компании, которые могут уйти с рынка в любой момент из-за банкротства либо в связи с выкупом одним из лидеров рынка. Это всегда риск, и крупные транспортные компании стараются не использовать подобные решения для ключевых бизнес-процессов.
Государственная поддержка
На государственном уровне цифровизация логистики поддерживается различными мерами, включая субсидии и гранты для разработки новых решений. Это помогает в разработке инноваций, но для массового перехода на цифровые решения необходимы дополнительные стимулы, особенно для компаний, которые не могут позволить себе крупные инвестиции в IT.
Важнейший аспект — это цифровизация таможни. Уже сейчас это помогает сократить время обработки грузов благодаря электронному документообороту и автоматизации процессов.
Особое внимание уделяется вопросам цифровизации международных перевозок, особенно в контексте развития таких стратегических направлений, как Северный морской путь и международный транспортный коридор «Север-Юг». Однако остаются сложности с интеграцией различных систем на международном уровне и стандартизацией подходов к обеспечению безопасности.
Выводы и рекомендации
Цифровизация грузоперевозок и логистики — это не просто тренд, а необходимость для компаний, стремящихся оставаться конкурентоспособными. Однако для успешного перехода на новые технологии требуются не только инвестиции в IT-решения, но и активное взаимодействие с государственными органами для получения поддержки и внедрения стандартов.
Для успешного внедрения цифровых решений в логистике важно организовать работу по следующим направлениям:
- Подготовка кадров: обучение сотрудников работе с новыми системами и платформами.
- Интеграция решений: обеспечение совместимости различных систем, особенно на международных маршрутах.
- Развитие собственного программного обеспечения для снижения зависимости от зарубежных технологий.