Елена Роо, Продакт-менеджер Loginet
Пандемия и локдаун привели в онлайн-ретейл не менее 10 миллионов новых покупателей. По данным Data Insight, объем рынка E-commerce в 2020 году составил 2,7 трлн руб., увеличившись на 58%. Растущая конкуренция между магазинами быстро задала высокие требования к доставке продукции. Это, в свою очередь, существенно повлияло на сектор логистических услуг, заставив перевозчиков выжать максимум из своих возможностей.
При этом, по некоторым прогнозам отечественных перевозчиков, стоимость доставки на площадках для торгов может увеличиться на 20-40% к концу 2021 года. Цены в этом году росли даже в апреле и мае, хотя традиционно эти месяцы считаются низким сезоном, когда предложение превышает спрос. Причин много – растущий рынок доставок, нехватка водителей, рост стоимости топлива, сокращение возможностей для налоговой оптимизации. Как бизнесу успевать за растущими требованиями клиентов и оставаться в плюсе? Рассказываем про несколько возможных решений.
Размещайте заявки на логистических биржах
Грузовладельцам часто нужно доставить товар к определенной дате и времени, при этом интервал загрузки может варьироваться. Соблюдение этих условий, особенно в ситуации острого дефицита транспорта на рынке, становится неоспоримым преимуществом.
Чтобы собрать наибольшее количество предложений от потенциальных исполнителей и выбрать оптимальный вариант, компании могут использовать логистические биржи. Они позволяют бизнесу не только сохранять высокий уровень качества и своевременно доставлять товары, но и экономить за счет увеличения количества предложений со стороны перевозчиков.
На бирже заказчик размещает заявку на перевозку с типом торга «запрос предложений», выбирая опцию «Запрос даты и времени подачи ТС». Это занимает от нескольких минут (например, если специалист оформляет заявку с помощью шаблона Excel, указывая в ней несколько обязательных параметров – и загружает ее на портал) до нескольких секунд – если он копирует ранее созданную перевозку. Логист указывает возможный интервал загрузки с указанием точного времени и даты прибытия, которое необходимо соблюсти. Участники-исполнители могут делать ставки, предлагая варианты загрузки, попадающие в указанный заказчиком интервал. Система контролирует соблюдение данного условия. Один и тот же участник может предоставить сразу несколько ставок. Таким образом организатор торга будет делать распределение не только исходя из цены, но и слота загрузки. Созданная перевозка размещается в торги с указанием параметров. Разместить можно неограниченное количество перевозок.
После проведения торга заказчик может повторить его, завершить без победителя или распределить перевозку на несколько участников – и далее отслеживать все детали на портале. Если сравнить количество торгов, по которым был выбран победитель и произошло распределение, то в торгах с возможность выбора даты победитель назначался чаще. Тут играют роль несколько факторов: больше предложений и они интересней по цене.
На платформе Loginet процент распределенных по результатам таких торгов перевозок в среднем выше на 17% по сравнению с распределением по торгам с жестко установленным окном загрузки.
Как правило, разница между самым высоким и самым низким предложением участников составляет около 8%.
Опрос, проведенный экспертами СПЦП (Совета профессионалов по цепям поставок) показал, что эффективность торгов с открытой датой и временем подачи ТС может превышать 5%.
Используйте логистические ИТ-решения
Задачи из первого пункта практически невозможно решить вручную, используя только телефон, мессенджеры или электронную почту. Для автоматизации процесса уже разработан функционал, позволяющий организовать торг с запросом предложений не только по ставке за направление, но и с возможностью выбора даты и времени подачи машины.
Организатор при этом видит максимальное количество релевантных предложений – и может выбрать самое выгодное, учитывая особенности работы пункта отгрузки и предложенной цены за направление.
Экономьте время логистов
ИТ-решения позволяют экономить время, соблюдать конфиденциальность и равные условия для партнеров- участников.
Если компания не использует никаких ИТ-решений, ее логист должен отправить запрос по почте или мессенджерам нескольким транспортным компаниям, получить от них ответы, сверить, что указанные даты и время загрузки попадают в интервал, свести в один файл все полученные предложения и затем сделать выбор.
При этом с помощью ИТ-платформы за пять минут логист может сделать запрос сразу нескольким организациям и оперативно получить от них ответы, которые уже собраны в одном месте.
Анализируйте результаты и отслеживайте эффективность
Результаты торгов на биржах уже представлены в удобном формате. Заказчик может выгружать отчеты, сохранять истории ставок – а в последствии перераспределять и отслеживать перевозки на портале, включая функционал мониторинга. С помощью последнего логист, во-первых, может отслеживать движение ТС в режиме онлайн, контролировать датчики открытия двери, отлеживать соблюдение маршрута водителем, получать информацию о расчетном времени прибытия ТС на точки загрузки и выгрузки. Во-вторых, в случае возникновения форс-мажорных ситуаций на маршруте у логиста есть возможность быстро скорректировать ситуацию. В-третьих, вся информация о перевозке поступает специалисту автоматически, без участия водителя или координатора. А благодаря накапливаемой информации и существующих отчетах у логиста есть возможность улучшать работу с перевозчиками, например, учитывать данные мониторинга в расчете KPI, использовать информацию в претензионной работе, вносить корректировки в будущие маршруты и распределения.
Советы Loginet:
- Старайтесь собрать максимально большое количество предложений от подрядчиков: только так вы получите оптимальный вариант перевозки по цене и условиям.
- Автоматизируйте все процессы, которые возможно. Это уменьшит число ошибок и сэкономит время логистам. Сотрудники смогут уделять больше внимания сложным задачам.
- Не бойтесь использовать ИТ-решения: внедрить их не так сложно, как может показаться. Большинство из них интуитивно понятны, а их функционал не требует продолжительного обучения команды.
*Loginet — SaaS-решение, связывающее грузовладельцев и грузоперевозчиков. Оно позволяет автоматизировать процесс перевозок, повышая утилизацию автотранспорта и оптимизируя затраты на логистику благодаря встроенным алгоритмам расчета перевозок.