
Как цифровые сервисы обеспечивают прозрачность сделок на перевозку грузов
Александр Вильде, директор по развитию «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
В 2025 году «Биржа грузоперевозок ATI.SU» поставила цель — значительно улучшить ситуацию с безопасностью работы своих пользователей. Для этого Биржа расширяет функциональность уже работающих сервисов и запускает новые инструменты для повышения безопасности сделок.
Вектор развития экосистемы ATI.SU во многом определяют ее пользователи — мы тщательно анализируем обратную связь и общаемся с участниками рынка, чтобы понимать их потребности. Сегодня для всех компаний основной приоритет — обеспечить безопасность грузоперевозок и бизнеса в целом. Поэтому 2025 год мы объявили годом безопасности, запланировав обширную дорожную карту по повышению прозрачности взаимодействия пользователей на платформе. Расскажу о том, какие инструменты уже доступны пользователям и над чем мы работаем прямо сейчас.
Подтверждение контакта
На платформе ATI.SU давно имеется возможность подтверждения аккаунта — юрлиц и физлиц, работающих в сфере грузоперевозок. Подтвердить аккаунт можно различными способами: физлица могут предоставить необходимые документы, юрлица/ИП — использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП) руководителя, провести оплату с расчетного счета организации и другие.
В прошлом году мы добавили возможность подтверждать не только аккаунт, но и контакт (конкретного сотрудника, работающего на Бирже от лица организации). Идентификация реального физического лица осуществляется с помощью Сбер ID и T-ID. В 2025 году пользователи получат возможность подтвердить контакт через Госуслуги, с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) и через ID мобильных операторов.
Наличие метки «Контакт подтвержден» в Паспорте участника ATI.SU дает уверенность в том, что переговоры по сделке ведутся с реальным человеком, Ф.И.О которого указано.
В задачах на 2025 год провести дополнительную верификацию для новых и уже подтвержденных аккаунтов, что позволит повысить уровень доверия между пользователями. Кроме того, в Паспортах участников ATI.SU будет отражаться больше информации из открытых источников, чтобы пользователи могли оценить как можно больше параметров перед тем, как принять решение о сотрудничестве.
Нужно помнить, что окончательное решение принимает непосредственный участник сделки самостоятельно — «Биржа грузоперевозок ATI.SU» предоставляет возможности для разносторонней оценки потенциального партнера, но не выносит вердикт.
Проверка номинальности гендиректоров
С октября прошлого года мы начали проверять генеральных директоров компаний — участников ATI.SU на номинальность, в тех случаях, когда у других пользователей или у сотрудников Биржи возникают сомнения насчет их благонадежности.
Во время проверки «на номинальность» сотрудники ATI.SU проводят онлайн-встречу с генеральным директором. Цель разговора — понять, действительно ли он занимается управлением компанией или является лишь формальным лицом, не имеющим представления о деятельности организации.
За первые пять месяцев было проверено 128 «подозрительных» гендиректоров, и 65 из них признаны номинальными. Из этого числа 49 человек отказались пройти проверку, что свидетельствует о высоком риске неблагонадежности компании. Данные о номинальности руководителей отражаются в «Паспортах участников ATI.SU» и сигнализируют о высоких рисках сотрудничества с такими компаниями.
Досудебное урегулирование споров
У ATI.SU есть инструменты досудебного урегулирования конфликтов, таких как «Претензии» и форум «Недобросовестные партнеры». В 2025 году эти разделы будут объединены в единый сервис подачи заявок для досудебного урегулирования. Это упростит процесс подачи претензий и ускорит их обработку.
За 2024 год более 16,3 тыс. истцов, подавших заявку на урегулирование на форуме «Недобросовестные партнеры», смогли разрешить свои ситуации. При этом по более чем 98,1 тыс. принятых заявлений (83,7% от общего числа) вынесено решение в пользу истца.
В разделе «Претензии» за 2024 год 23,3 тыс. истцов урегулировали спорные вопросы. В пользу истца — 37,8 тыс. случаев (50,59% от общего числа). При этом среднее время урегулирования спорных вопросов — 7 дней, что существенно быстрее судебных разбирательств.
Электронный документооборот
В 2025 году продолжится развитие сервиса «АТИ-Доки» — системы электронного документооборота, разработанной специально для грузоперевозок. Являясь доверенным оператором ЭДО Федеральной налоговой службы (ФНС), «АТИ-Доки» предоставляет пользователям удобные инструменты для безопасного оформления перевозок прямо на платформе ATI.SU. Недавно ФНС продлила действующий статус доверенного оператора ЭДО еще на полтора года — до 25.09.2026.
С помощью данного сервиса у пользователей есть возможность заполнить и подписать электронную транспортную накладную (ЭТрН), а также использовать заранее подготовленные шаблоны документов, необходимых для грузоперевозок, таких как договоры, заявки, заказы и другие. Это значительно упрощает и ускоряет процесс документооборота.
АТИ Мессенджер
Обмен информацией и обсуждение деталей грузоперевозки лучше проводить в защищенной среде. В 2025 году продолжится развитие «АТИ Мессенджера» — это безопасный канал общения, предназначенный только для участников Биржи. На данный момент мы разрабатываем систему предупреждений и банов, направленную на борьбу со спамом, что обеспечит более комфортное взаимодействие всех пользователей платформы.
Минимум рисков, максимум возможностей
Экосистема ATI.SU развивает инструменты, позволяющие повысить прозрачность сделок в сфере грузоперевозок. Их уже достаточно много, и чтобы пользователи могли лучше ориентироваться в доступных возможностях, мы запускаем очередной образовательный курс — так «Академия ATI.SU» приступила к разработке бесплатного курса, посвященного безопасной работе на Бирже. Он направлен на обучение пользователей правильным подходам к обеспечению безопасности перевозки грузов на всех ее этапах. Интерактивные курсы будут постоянно обновляться, реагируя на изменения рынка и подходов к обеспечению безопасности, появление новых угроз и рисков.