О влиянии современных таможенных технологий на развитие транзитных перевозок рассказал первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) ФТС России Сергей Амельянович в ходе онлайн-конференции ТАССа «Контейнерный поток-2020», состоявшейся 7 июля 2020 года.
Цифровизация и ускорение таможенных процессов, внедрение технологии авторегистрации и автовыпуска деклараций, электронное декларирование процедуры транзита и другие цифровые проекты ФТС России значительно упростили процесс перевозки грузов по территории России.
Сергей Амельянович: «Мы применяем «цифру», начиная от прибытия товаров в пункт пропуска и заканчивая их убытием с таможенной территории. Сегодня полностью электронное декларирование стало нормой для бизнеса. Значительная доля товаров оформляется и выпускается без участия должностных лиц – в автоматическом режиме. Например, по экспорту автоматически регистрируется более 80% деклараций, из которых практически каждая вторая декларация выпускается в автоматическом режиме».
Более 99% товарных партий, помещаемых под процедуру таможенного транзита, оформляются российскими таможенными органами в электронном виде. Для этого используется электронная транзитная декларация (ЭТД) и юридически значимые документы, заверенные электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Подать ЭТД участник ВЭД может через сервис «Личного кабинета» на сайте ФТС России или через собственную информационную систему, если она подключена к системе таможенных органов (ЕАИС ТО). С октября 2019 года ЭТД регистрируется автоматически.
Сергей Амельянович: «В первом полугодии 2020 года мы оформили более 300 тыс. ЭТД, автоматически зарегистрировали более 81 тыс. ЭТД. В настоящее время также тестируем технологию автоматизированного выпуска: в 2020 году в таком порядке было выпущено более 16 тыс. ЭТД».
Ряд проектов по развитию транзитного потенциала ФТС России реализует совместно с ОАО «РЖД». Например, при транзитных перевозках по маршруту Наушки-Брест применятся технология электронного подтверждения юридической значимости документов; задействованы возможности российской и белорусской железных дорог.
Сергей Амельянович: «Трансграничное заверение и использование юридически значимых документов с применением ЭЦП – это то, над чем сейчас работают многие, а мы уже реализуем на практике».
Также ФТС России перешли к практической реализации проекта по использованию электронных навигационных пломб. Технология была отработана во взаимодействии с Минтрансом России, РЖД и бизнесом. Она позволяет отслеживать перемещение груза, контролировать целостность грузового отсека и использовать результаты такого контроля в работе таможни.
Сергей Амельянович: «Те результаты, которые навигационная пломба предоставляет в систему отслеживания, мы можем использовать для минимизации проведения таможенного контроля как в пунктах пропуска, так и в местах доставки. То есть, когда мы видим, что с грузом ничего не происходило по пути следования, это позволяет нам упрощать совершение таможенных операций».
Во взаимодействии с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) ФТС России также ведет работу по созданию единой транзитной системы на пространстве ЕАЭС. Элементом этой системы станут и электронные навигационные пломбы, которые в перспективе могут быть применены на всем маршруте следования груза – не только в России, но и в других странах-членах ЕАЭС. Все эти моменты отражены в Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года.