Недавно мы провели анонимный опрос среди клиентов нашей компании в Telegram-канале, спрашивая, какие KPI для водителей при доставке на последней миле они считают наиболее важными. И 63% из 9 опрошенных ответили, что это время доставки и соблюдение временных окон. Чтобы понять почему данный пункт стоит выше остальных возьмем реальные кейсы логистических компании.
Что такое временные окна?
Временные окна — это промежуток времени, которые установлены для выполнения таких задач как доставка и забор груза. Самый простой пример в сфере онлайн-заказов с доставкой еды. Представим, клиент выбрал временное окно с 19:00 до 19:30, и в течение этого времени заказ должен быть доставлен on-time (своевременно).
В логистике есть несколько типов временных окон.
- Hard Time Windows (жесткие временные окна)
- Soft Time Windows (гибкие временные окна)
- Floating Time Windows (плавающие временные окна)
- Combined Time Windows (комбинированные временные окна)
- Open Time Windows (открытые временные окна)
Тип временного окна |
Описание |
Пример |
Hard Time Windows |
Временные окна с жесткими требованиями: выполнение должно происходить строго в указанное время. |
Доставка должна быть выполнена с 10:00 до 11:00. Опоздание не допускается. |
Soft Time Windows |
Временные окна с некоторой гибкостью: небольшие отклонения от указанного времени допустимы. |
Доставка желательна в период с 10:00 до 12:00, но можно отклониться до 13:00 без штрафов. |
Floating Time Windows |
Временные окна, которые могут перемещаться или изменяться в зависимости от ситуации. |
Доставка в период с 10:00 до 12:00, но точное время можно скорректировать в зависимости от текущих условий. |
Combined Time Windows |
Сочетание жестких и гибких временных окон: строгие требования для одних задач, гибкость для других. |
Доставка в ключевые точки в строго определенное время, а в остальные точки с некоторой гибкостью. |
Open Time Windows |
Временные окна без строгих ограничений: выполнение может происходить в любое время в рамках общего интервала. |
Доставка может быть выполнена в любое время в рабочий день с 9:00 до 18:00. |
Какое временное окно лучше выбрать?
На этот вопрос могут ответить только владельцы бизнеса, ведь выбор зависит от задач и приоритетов самой компании. Какой будет запрос у клиента, так и будет настроен алгоритм. К примеру, партнеры Relog требуют в основном жесткие временные окна.
Специалисты обращают внимание на временные окна, потому что это:
1) удовлетворенность клиентов (если заказ прибыл в срок, получаешь лояльного клиента и хороший отзыв в интернете)
2) планирование (помогает улучшить оптимизацию маршрутов, тем самым избегая задержек)
3) минимальные затраты (точное и эффективное планирование доставок помогает сократить расходы на топливо и тп.)
В статье ’The Pickup and Delivery Problem with Time Windows’ Жак Десрозье и Франсуа Суми рассматривают проблему оптимизации маршрутов для нескольких транспортных средств, которые должны забрать и доставить грузы в заданные временные промежутки. Сложность задачи в том, что груз должен сначала быть забран с одной точки, а затем доставлен в другую. На сегодняшний день есть много систем маршрутизации, которые успешно справляются с этой задачей.
«TMS оказывает огромное влияние на соблюдение временных окон доставки. В первую очередь зависит от того, что все данные цифровизированы. Мы знаем когда и во сколько любая точка может принять наш заказ. В нашей системе мы можем дополнительно рассчитать сколько времени водитель будет стоять на этой точке, соответственно, это поможет при маршрутизации последующей точки. К примеру, у нас есть компания „Хантан“, которая поставляет БАДы, витамины в двух городах Казахстана. Так как работают в сфере B2C, для них очень важен сервис и довольство клиентов. Без внедрения современных решений поддерживать высокий уровень обслуживания и оперативно обрабатывать заказы практически невозможно, поэтому они обратились к нам. И что мы видим после 2 лет сотрудничества с ними? Сервис доставки в двух городах, как Алматы и Астана, заметно улучшился. К примеру, раньше водители проводили по 5 минут на каждой точке, сейчас сократили это время на 3 минуты»
— Мурат Ахметов, специалист по внедрению системы Relog
Соблюдение временных окон не всегда возможно. Например, вы запланировали маршрут, и тут появляются такие проблемы как, ремонт дороги, перекрытые улица связи с каким-то праздником, или погодные условия, которые могут повлиять на время поставок. Эти вопросы уже к аналитикам. А что касается алгоритмов, то это уже другое дело. Чтобы понять в целом логику, мы обратились к разработчику алгоритмов компании Relog — Торежану Ботаканову.
«Если брать весь процесс работы, то от клиента приходит запрос сделать жесткие временные окна. Все это учитывается. Мы знаем сколько ехать из точки А в точку Б, у нас есть маршрутизатор, который умеет считать расстояние и время между точками, Предсказываем примерно во сколько водитель будет на своей пятой или на девятой точке. И дальше уже смотрим входит ли время прибытия в его временное окно. Если оно попадает, значит маршрут валидный (valid-соответствующий требованиям).»
На вопрос бывают ли такие ситуации, что у одного водителя 2-3 временных окон за день, он ответил, что такого нет. У водителя есть одно временное окно — рабочее. А что касается точек, то они могут быть разные. Например, если у точки есть обед с 13:00 до 14:00, то водитель работает с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00, что указывает на два временных окна.
«У нас также бывают такие операции, где мы пытаемся маршруты менять, и порядок заявок изменить у одного водителя и перекинуть на другого, и каждый раз проверяем валидность. Что касается геозон, то там тоже жесткие ограничения, водитель не может из одной геозоны переходить на другую геозону. Однако, если задания разбиты на геозоны и они не пересекаются, то это уже несколько отдельных задач.»
— Торежан Ботаканов, разработчик алгоритмов.
Временные окна важны не только для клиентов и владельцев бизнеса,они нужны и для водителей. К примеру, MDM Print предоставляет широкий спектр полиграфических услуг, На сегодняшний день у компании 35 копировальных центров, из которых 5 принадлежат самой компании, а остальные работают по франшизе. Также есть собственный склад, который находится в Москве. По словам Дмитрия Пажукова, руководителя логистики MDM Print, некоторые ТС принадлежат им, а остальные нанятые водители. Иногда многие жаловались на то, что не очень удобна локация, или что неправильно была выдана заработная плата. После внедрения системы им доработали алгоритм, где водители могут автоматически получать маршруты, учитывающие их домашний адрес, то есть последняя точка теперь рядом с их домом. Из этого можно делать и выводы, почему временное окно играет важную роль.