По вечерам автобусный парк UZAVTOTRANS SERVICE в Ташкенте превращается в декорации к триллеру. Под крышей навеса обосновались тысячи афганских скворцов, известных как майна. Их поведение становится всё более агрессивным — водители жалуются на атаки пернатых стай.
Этих птиц завезли в Узбекистан 70 лет назад для борьбы с саранчой — одна особь уничтожает до 150 тысяч насекомых в год. Однако выяснилось, что в их рацион также входят виноград, вишня, сливы и груши, что привело к значительным убыткам местных фермеров. В начале 2000-х власти пытались сократить численность майн, уничтожив 1,5 миллиона особей, но популяция только увеличилась. Сейчас птицы уже заселяют Казахстан и приближаются к границам России.
Автобусные перевозки становятся безопаснее
Несмотря на проблемы с птицами, UZAVTOTRANS SERVICE активно развивает пассажирские перевозки. Сейчас в парке 150 комфортабельных автобусов, а маршруты охватывают Казахстан, Киргизию, Таджикистан, а также российские города — Пермь, Казань, Санкт-Петербург и Москву. Например, поездка в столицу России занимает 2,5 дня, а билет стоит 7 тысяч рублей.
Компания делает ставку на безопасность — в рейс выходит по три водителя, сменяющихся каждые четыре часа. В небольших компаниях, где работает один-два водителя, повышается риск ДТП из-за усталости.
«Мы тщательно контролируем водителей: отслеживаем их манеру вождения, скорость, соблюдение режима отдыха», — рассказывает Санжар Исаков, мастер АРМ UZAVTOTRANS SERVICE.
«Умные» автобусы: контроль сна и разговоров за рулем
Для предотвращения аварий в автобусы внедряется интеллектуальная система контроля Montrans DVR. Она выполняет роль второго пилота, анализируя поведение водителя и предупреждая об опасности.
«Пассажирские перевозки требуют строгого контроля. Важно, чтобы водитель не засыпал, не курил за рулём и всегда был пристёгнут», — подчёркивает Жамшид Авазов, региональный директор Montrans Group в Узбекистане.
Система фиксирует признаки усталости и отвлечений:
- Если водитель закроет глаза дольше чем на 2 секунды, камера подаст сигнал тревоги.
- Если он заговорит по телефону, система напомнит о запрете на разговоры во время движения.
«Система просто не даст уснуть за рулём. Камера следит за глазами водителя и моментально реагирует», — объясняет Антон Чирвонец, сервис-инженер ГК «МОНТРАНС».
Современные технологии делают дальние поездки не только комфортными, но и безопасными. А вот как справиться с майнами — пока остаётся открытым вопросом.