Автор: Кирилл Иванцов
Какими бы сложными не были времена, жизнь не стоит на месте. За любым экономическим кризисом следом идет подъем, поэтому бизнес в таких динамичных отраслях, как торговля, старается, не теряя времени, заниматься развитием и работой над ошибками. Как раз о последних пойдет речь. В IT-компании Relog, которая работает с дистрибьюторскими компаниями в СНГ, рассказали о распространенных ошибках, которые эти игроки допускают в своей внутригородской доставке товаров.
Ошибка 1. Зависимость всей доставки от супер-логиста
Компании предпочитают нанимать логиста, который отвечает за все, считая, что таким образом смогут сэкономить деньги. Но стоит ему заболеть или срочно отпроситься с работы, как рушится весь бизнес-процесс.
«У одного из наших клиентов – крупного производителя безалкогольных напитков до того как он начал с нами работать из-за болезни логиста встал весь бизнес. За 2 дня компания недополучила почти 11 млн рублей», - говорит project manager Relog Магжан Сулейманов.
Ошибка 2. Загрузка товаров в авто на максимальные суммы
Ошибка при ручном планировании маршрутов заключается в том, что компания в начале как разделила город по визуальному признаку на зоны между водителями – логист просто маркером нарисовал границы геозон на огромной настенной - так в дальнейшем и придерживается этой сегментации.
«Однако наша аналитика работы курьеров показывает, что эффективными будут те маршруты, которые формируются ежедневно по целому ряду параметров, в числе которых весо-габаритные характеристики груза и транспортного средства, указанные заказчиками временные окна, кучность заказов и другие», - говорит project manager Relog Дмитрий Бойко.
Если дистрибьютор неотступно придерживается своих нарисованных геозон, то обязательно столкнется с тем, что у водителя на маршруте в один день будет 5 доставок, а в другой – 30. Конечно же, ни о какой эффективной логистике в таком случае и речи быть не может, потому что транспортная задача компании в том, что за день сделать максимальное количество доставок.
Бывает другой сценарий: вечером логист видит, что завтра у нескольких водителей меньше доставок в их традиционных геозонах и, чтобы эффективно занять их в доставке, начинает после рабочего дня вручную перестраивать маршрут для каждого. Во-первых, это долго, во-вторых, не эффективно, потому что невозможно максимально точно учесть все переменные доставки.
«А алгоритм программы маршрутизации на основе всех заявок, которые есть на текущий момент, геокоординат точек для доставки, количества водителей, параметров автопарка и груза составляет наилучшие маршруты меньше, чем за минуту», - добавляет Дмитрий.
Кроме того, во многих компаниях ручное планирование делают так, чтобы сумма загруженной в машину продукции была как можно больше и не учитывают другие параметры доставки. В результате такой однобокий подход вредит бизнесу в целом, потому что эффективности невозможно достичь при упрощенном подходе, особенно когда речь идет о логистике.
Ошибка 3. Не учитываются временные интервалы отгрузки товара на точках доставки
«У нас есть компания, в которой логист на отгрузку товара в больших супермаркетах закладывал по 120 минут. У водителя на маршруте таких супермаркетов может быть 3-4 и еще 15 других точек для доставки. При этом его рабочий день должен длиться 8 часов, а у него только на эти большие магазины уходит 6-8 часов. Что получается в итоге? Он или перерабатывает, потом не выдерживает такой график и увольняется, или, оставаясь в рамках своего восьмичасового дня, регулярно не успевает сделать доставку по всем точкам», – говорит Дмитрий.
Ошибка 4. Необъективное распределение маршрутов между водителями
Почти у всех логистов есть водители, с которыми они ближе и лучше общаются, со временем они отдают им маршруты попроще. Другим же водителям приходится работать допоздна, а зарабатывают все одинаково. Возникает текучка и как следствие проблема с доставкой у компании, поскольку новому водителю нужно несколько недель, а то и месяц на то, чтобы войти в рабочую колею, делая доставку как положено, объясняет Магжан.
«У алгоритма нет фаворитов, он распределяет заказы на всех водителей», - добавляет он.
Ошибка 5. Отсутствие контроля за работой водителей
Даже, когда логист составил водителям план маршрута, они едут как им захочется. Кто-то движется по прямой, потому что ему кажется, что так проще и не обращает внимания на то, что у заказчиков есть слоты по времени приема товара.
«Из кейса того же самого поставщика напитков. Среди его клиентов есть сети ресторанов быстрого питания, куда нужно доставлять до 15.00, но по факту водители не успевали приехать туда даже до 11 часов ночи. А бывают случаи, когда в какие-то точки вообще не успевают доставить заказы», - рассказал Магжан.
Кто-то из водителей предпочитает петлять по разным улицам, решив, что сможет объехать пробки, но в результате расходует больше ГСМ. Когда же последняя миля оцифрована, то логист или диспетчер, даже топ-менеджмент компании видят фактический путь всех водителей, во сколько и куда они приехали.
«У одного из наших клиентов водители успевали таксовать, якобы находясь на маршруте. Когда их движение стало отслеживаться в веб-приложении для логиста, это сразу же выяснилось», - отмечает Магжан.
Но парадокс в том, что даже после того, как компания отказалась от ручной маршрутизации в пользу автоматического планирования доставки, логист может по привычки или каким-то еще одному ему ведомым причинам взяться за старое.
«У нас была компания-клиент, в которой внедрили нашу программу, получили от нее бизнес-эффективность, логист запомнил выстроенные алгоритмом маршруты и в определенный момент отказался от ежедневного планирования в программе, просто стал рисовать их ручкой на бумаге. Но суть оптимизации городской доставки в том, что алгоритм ежедневно по более, чем 40 параметрам формирует тысячи вариантов маршрутов и выбирает наилучший», - говорит Магжан.
А есть позитивный пример, когда в другой дистрибьюторской компании один из водителей дорос до директора по логистике и решил внедрить программу маршрутизации. Причем он делал это мудро. Первые 2 месяца водители отмечали в специальном приложении только две точки на своем маршруте: склад, из которого они выезжали, и свой дом, когда завершали рабочий день. Сейчас курьеры этой компании отмечают все свои точки доставки.
«Это пример того, когда руководитель понимает, что за цифровизацией и автоматизацией городской доставкой стоит большое будущее», - подытожил Магжан.