Рынок грузоперевозок в США все больше приближается к Интернет-торговле в плане мобильности и оперативности. О том, какое положение в отрасли играют системы мориторинга транспорта и трекинга грузов, нам рассказал Дмитрий Денисенко, генеральный директор компании «ПромТранспортСервис», который только что вернулся из Силиконовой Долины, где изучал возможность интеграции передовых зарубежных IT разработок в российскую логистику.
Как говорят американские коллеги: «Data is king now», что означает «информация сегодня - это властелин». Всеобщий тренд цифровизации властвует и в транспортной отрасли. Современный грузоотправитель из США считает ценным не только сервис, быстроту доставки и адекватную стоимость, но и полную информацию о состоянии своего груза в режиме реального времени.
И грузоотправители и транспортно-экспедиционные компании с помощью специальных систем мониторинга экономят время, которое тратится на телефонные переговоры с водителями, улучшают показатели по срокам доставки и имеют возможность прогнозировать ситуации, решая проблемы заранее, превентивно. Возможность вдохновляющая, тем более, что от нее выигрывают все. Но, как и со многими другими инновациями, с системами мониторинга существуют сложности, связанные с реалиями их внедрения. И дело тут не только в высокой стоимости оборудования, хотя этот фактор играет большую роль. По целому ряду причин не каждая американская компания готова предоставить сервис, который потребитель уже считает практически нормой.
Информация о геопозиционировании груза поступает с телеметрических систем, то есть датчиков (трекеров), которые расположены непосредственно на машинах.
Существует определенная сложность в свободном подключении к этой информации. Поэтому последняя тенденция заключается в использовании мобильных приложений, которые установлены на телефонах водителей.
Таких приложений появилось на американском рынке достаточно много. И, зачастую, телефоны водителей ими буквально перегружены. Каждое новое приложение вызывает у водителя отторжение, ему сложно и не хочется его устанавливать. Компании активно борются за внимание водителя к приложениям, стимулируют его финансово, наращивают ценность сервиса за счет действительно полезных опций, таких, как подбор грузов с учетом индивидуальных особенностей перевозчика или, например, с удобством мгновенного резервирования понравившегося груза без необходимости предварительных переговоров с экспедитором.
Согласно исследованию UBS Group AG, вышедшему в июле 2019г, всего лишь 40% скачиваний приходятся на мобильные приложения крупных транспортно-экспедиционных компаний и бирж с историей, таких как C.H. Robinson’s Navisphere, TQL, Landstar, Coyote, Allen Lund, and Echo Truckloads, DAT’s Load BoardJ.B., Hunt’s Carrier 360. Существуют игроки нового типа, которые составляют им серьезную конкуренцию. Так, у Uber Freight - 23% скачиваний, у Convoy - 9%. Причина востребованности – мощная IT-составляющая этих игроков, которые получили называние "digital broker", т.е. "цифровой экспедитор". Кроме вышеуказанных лидеров этой категории можно назвать другие успешные стартапы: Loadsmart, Flexport, Transfix.
"Цифровые экспедиторы" являются по сути не столько транспортно-экспедиционными компаниями, а IT-компаниями, в технологический фундамент которых органично «вшит» трекинг грузов, поскольку их сервис изначально рассчитан на использование мобильных приложений и больших данных. Появление "digital broker", новых игроков, возникших из ниоткуда благодаря новейшим технологиям: мобильным приложениям, искусственному интеллекту, большим данным, производит сейчас настоящий передел рынка экспедирования в США.
Крупные транспортно-экспедиционные компании, активно разрабатывают свои цифровые сервисы, вспомним J.B. Hunt, которая с 2016 года развивает и улучшает свое приложение для перевозчиков Carrier 360. Некоторые из таких компаний
опираются на сторонние IT-решения. Например, Transplace с июля 2019 года начала использовать программу Descartes MacroPoint с целью предоставления возможности мульти-модального мониторинга местонахождения грузов своим грузовладельцам.
А вот малые и средние компании (около 60% рынка США по количеству), до сих пор практически не используют по причине дороговизны новые технологические возможности, которые повышают ценность для грузовладельца и для привлекаемых перевозчиков, в том числе и мониторинг грузов. Рекомендации таким компаниям от местных отраслевых экспертов звучат довольно жестко: "Тransform digitally or die", то есть "используй цифровые технологии или не выживешь". Им рекомендуют обратить внимание на мобильные приложения для водителей вроде Trucker Tools, которые уже предоставляют множество полезных функций: поиск стоянок, мониторинг цен на ГСМ и состояния дорог, весы и возможность мониторинга местоположения.
Как мы видим, формируется новое поле, на котором можно эффективно конкурировать даже небольшим компаниям с крупными организациями.
Транспортная отрасль неуклонно движется к цифровизации и диктует игрокам рынка новые правила бизнес-игры, которые когда-то придут и в Россию.
Дмитрий Денисенко, промтранспортсервис.рф