Сфера логистики и грузоперевозок за последние несколько лет сталкивается с множеством вызовов, включая дефицит кадров, изменчивость рыночных условий и необходимость сокращения затрат. Несмотря на стремительное развитие технологий, многие компании до сих пор выстраивают свои процессы вручную, что ведет к неэффективности и дополнительным издержкам. Настало время для перемен. Куда двигаться дальше, нам рассказал Роман Кистанов, генеральный директор компании-разработчика онлайн-платформы по маршрутизации и оптимизации логистики «Шедекс».
Сложности транспортных компаний
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются транспортные компании, — это дефицит кадров. По данным исследования от «Авито Работы», число вакансий в нише транспорта и логистики за 2023 год увеличилось в 2,4 раза. Однако, несмотря на это, средняя заработная плата выросла всего на 12%. В сфере перевозок сейчас не хватает не только водителей, но и кладовщиков, грузчиков, курьеров, экспедиторов. Привлечение новых сотрудников становится все сложнее, особенно с учетом того, что всё ближе к нам подкрадываются беспилотные перевозки.
Изменчивость рыночных условий также оказывает значительное влияние на работу транспортных компаний. Рост издержек на топливо, техобслуживание и аренду складских помещений заставляет предприятия искать пути сокращения затрат. В таких условиях старые методы управления процессами становятся неэффективными и ведут к дополнительным расходам.
Немного статистики
В 2023 году сектор грузоперевозок в России развивался особенно быстро. По информации платформы «Биржа грузоперевозок ATI.SU», количество заказов по доставке посылок внутри страны показало рост на 51% по сравнению с предыдущим годом.
Международные перевозки тоже выросли в объёмах. В прошлом году число заявок на отправку за рубеж увеличилось на 21%. Особенно заметно растёт спрос на доставки в Китай — аж в 3 раза. Статистика «Биржи грузоперевозок ATI.SU» показывает, что вместе со спросом выросли и цены. Согласно «Индексу ATI.SU, FTL РФ», который анализирует данные по ста популярным направлениям внутри страны, цены за год поднялись на 27,9%, а за последние три месяца — на 6,1%. На некоторых направлениях рост цен был еще более ощутим. Например, доставка из Москвы в Нижний Новгород подорожала на 72,6% за год. В то же время, доставка посылок из Москвы в Екатеринбург стала дешевле на 7,4%. Международные перевозки растут в цене: за 2023 год отправка грузов из России подорожала на 16%, а ввоз продукции — на 12%.
Рост затрат у перевозчиков связан с увеличением расходов на фонд заработной платы, топливо и содержание автопарка. Поэтому компании начали активно задумываться об оптимизации своих процессов, и эта тенденция продолжится в 2024 году.
Зачем нужна автоматизация
Несмотря на развитие технологий, многие компании продолжают использовать устаревшие методы управления логистикой. Строят маршруты вручную, выдают водителям маршрутные листы, а те, в свою очередь, ездят с кипой бумажных документов. Несколько месяцев назад к нам пришёл клиент, который строил маршруты по карте, висящей на стене офиса! Такая архаичная практика приводит к серьезным проблемам: несбалансированному распределению заказов, неоптимальным маршрутам, задержкам доставок и недовольству клиентов.
Преимущества автоматизации
Внедрение современных технологий и автоматизация процессов могут существенно повысить эффективность работы транспортных компаний. Прежде всего, автоматизация позволяет значительно сократить время на планирование маршрутов и распределение заказов. Использование специализированного ПО для маршрутизации позволяет в режиме реального времени оценивать дорожные условия, учитывать пробки и аварии, а также оптимизировать маршруты таким образом, чтобы минимизировать время в пути и расходы на топливо.
Кроме того, современные системы позволяют отслеживать местоположение транспортных средств и статус доставки в режиме реального времени. Это дает возможность оперативно реагировать на непредвиденные ситуации, такие как поломки транспорта или задержки на складах, и своевременно информировать клиентов о статусе их заказов.
Прогнозы на будущее
Дефицит кадров, вероятно, будет сохраняться еще минимум два года. Однако это не должно восприниматься как преграда, а скорее как возможность для трансформации. Внедрение автоматизации позволит компаниям не только справиться с текущими проблемами, но и обеспечит им конкурентное преимущество в будущем.
В условиях растущей конкуренции и повышенных требований клиентов, автоматизация позволяет транспортным компаниям предложить более качественный сервис, что, в свою очередь, способствует увеличению клиентской базы и повышению лояльности существующих клиентов. Компании, которые смогут внедрить современные решения и автоматизировать процессы, получат существенное преимущество в использовании кадровых ресурсов и повысят свою конкурентоспособность на рынке.