Виалон уходит из России. Что будет с телематикой дальше? Куда переводить объекты?

С российского рынка систем мониторинга транспорта уходит крупнейший игрок. Все договора будут приостановлены. Как пользователям Wialon решение этой проблемы с минимальными затратами?

6 марта компания Gurtam (разработчик системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта Wialon) опубликовала сообщение о прекращении продаж в РФ своих продуктов Wialon и Flespi. Заявление негласного лидера рынка телематических услуг потрясло тысячи российских компаний. Иван Матвеев - генеральный директор группы компаний “Автотрекер”, опишет свой взгляд на ситуацию  и выход из нее.

 

Почему произошла такая ситуация?

Краткий экскурс в историю поможет найти ответ. Один из крупных мировых поставщиков ПО на рынке транспортной телематики появился в Белоруссии. Gurtam изначально начала свой путь из столицы, города Минска, а само название компании в переводе с белорусского означает «вместе». Сильный бренд, логично выстроенная партнерская программа, формирование комьюнити вокруг продукта - все это привело к большому успеху Wialon.

Россия стала первой страной, которая дала большой толчок развитию и нынешнему состоянию компании. Начиная с 2009 года международное развитие продукта Wialon началось с открытия офиса в Москве. Gurtam одни их первых сделали облачное решение (SAAS) доступным для любого устройства с доступом в Интернет. Wialon изменил рынок мониторинга в России задав новый курс. Решение очень простое для пользователя, но очень сложное и гибкое внутри. С самого старта и по сей день основным рынком для Gurtam является рынок России. С течением времени доля российского рынка в общем количестве подключенных объектов в мире колебалась от 80% до 30%. Снижение результатов можно объяснить очень просто: первоначальный успех проложил путь на рынки остальных зарубежных стран. И это привело к открытию офисов в Литве, Аргентине, Объединенных Арабских Эмиратах и ​​США. К 2022 году по миру порядка 3 миллионов подключенных объектов.

Но потом произошла череда политических событий, сначала в Белоруссии, а потом и в Украине... Страшные последствия, приведшие сначала к переносу центрального офиса из Gurtam в Вильнюс (Литва), а затем к упомянутым сообщениям в социальных сетях от имени компании и ее топ-менеджеров... Затем было опубликовано официальное подтверждение, и все Партнеры Wialon в России получили официальные письма-уведомления.

Ключевые выдержки из него:

  1. Виалон покидает Россию де-юре, но де- факто остается с ограничениями. Продукт будет распространяться на территории России интеграторами, которые готовы покупать лицензии в евро через международные офисы Gurtam, используя при этом иностранные юрисдикции (например, Армения или Казахстан);
  2. Полностью прекращены продажи продукта Wialon Local в России;
  3. Срок расторжения всех договоров с российскими компаниями-интеграторами – 1 июня 2022 г.

 

Что делать с ГЛОНАСС/GPS терминалами на Виалоне?

В официальном письме от Gurtam говорится, что на решение вопросов с уходом отведено 60 дней. Чуть позже срок окончания договоров перенесли  на 1 июня 2022 года. Ранее зарегистрированные объекты в течение этого периода гарантированно будут доступны для пользователей. В этот срок интеграторам необходимо решить какие дальнейшие шаги предпринимать.

 

Чем это грозит интеграторам и конечным потребителям?

Интеграторы

Поставщики услуг, поставщики продукта мониторинга транспорта, в любом случае должны понимать все риски продолжения распространения продукта Wialon:

  • Прежде всего, это, конечно же, цены в евро. Российский рубль — очень “плавающая” валюта, мы все заметили и ощутили последствия роста и падения в марте 2022 года. Тем более на сегодняшний день (середина апреля 2022 года) есть отзывы многих игроков на рынке о том, что «стоимость лицензии при текущем курсе не сильно изменилась и мы решили остаться». Но как измениться мнение этих же людей в случае возврата к курсу евро за 140 руб? Как будет формироваться стоимость месячной подписки за обслуживание при таком колебании цен? Что делать, если курс колеблется в течение нескольких месяцев, каждый месяц будет разная цена? Как Заказчик отреагирует на такие «качели»? Перед принятием решения на эти вопросы должен ответить каждый интегратор, а также учесть самый негативный сценарий и выход из него.
  • Во-вторых - сложность и дороговизна решения при покупке лицензии у зарубежного филиала Gurtam. Необходимо зарегистрировать юридическое лицо в стране, которая готова сотрудничать с Россией. Компания должна быть там официально оформлена, что само по себе не бесплатно. Страны, готовые пойти на это, могут в любой момент подвергнуться санкциям. Кроме того, в течение срока действия лицензии оно будет дважды облагается НДС, как и иностранное ПО. В целом цену от Dubai Gurtam, включая все расходы и налоги, можно безопасно умножить на 2;
  • Третий пункт - публичный уход Gurtam из России. Как потом выяснилось, не совсем останавливает все продажи, но осадок в информационном поле точно есть. «Газпром» отреагировал одним из первых, заявив: что не будет принимать данные ретрансляции с иностранных IP-адресов (российские серверы Wialon скоро будут недоступны). Причем такие решения могут исходить от всех государственных или около государственных предприятий, получающих телематические данные от терминалов ГЛОНАСС/GPS. Все продукты, которые публично объявили об отзыве, будут искусственно вытеснены с рынка.

 

Конечные покупатели, пользователи продукта Wialon

Сложностей у пользователя тоже хватает:

  • первая, самая явная - стоимость готового продукта. Она будет расти и будет очень нестабильной. Да, с одной стороны это небольшая доля операционного бюджета автопарка (если учитывать затраты на топливо или обслуживание), но в текущей экономической ситуации это неприятный пункт;
  • второй - вероятный, переход на другие платформы управления автопарком, и часто они совершенно не похожи на Wialon. Придется переучиваться. Все, что более менее похоже на знакомый интерфейс, далеко не соответствует ни скорости, ни функциональности;
  • в третьих. Не все разработчики программных решений готовы к массовому перемещению такого объема подключенных объектов. Учитывая дефицит серверных компонентов, проблема становится еще более глобальной. Система с вашими данными может периодически "лежать".

Возможные выходы из ситуации:

  • Перенос устройств в другую систему. На практике экспорт данных не такая сложная задача как кажется. Большинство платформ мониторинга уже подготовили готовые к использованию коннекторы для своего программного обеспечения. Исходная информация также будет доступна в новой системе через импорт или запросы API. Информация о транспортном средстве, таблицы калибровки датчиков уровня топлива, история перемещений - всё это сохраняется при миграции данных.
  • Gurtam заявил, что не будет работать с юридическими лицами из России напрямую. Но при этом готовы рассматривать дальнейшее сотрудничество с компанией, которая передислоцируется в другую страну. Это относится в основном к продукту Wialon Hosting. Но и стоимость для этого партнера будет уже указывается в евро, поэтому  продолжение работы в уже знакомой системе  может зависеть от курса валюты

И первый, и второй вариант имеют место — мы готовы дать консультацию по каждому из них. По первому пройдёмся немного подробнее. Итак, на что обращать внимание при переходе с Виалон на сторонний сервис и как выбрать нового поставщика?

 

Основные сложности при переносе объектов с Wialon на другие платформы мониторинга.

Всем известно, что Wialon не просто программа, а сложное программное обеспечение для решений бизнес задач. Виалон получил такую ​​большую долю на российском рынке потому, что программа выделяется среди аналогов благодаря завершенности и множеству интеграций и индивидуально настраиваемых конфигураций и модулей. С помощью грамотно написанного API данные могут передаваться в сторонние платформы. А через SDK поставщики-интеграторы и конечные заказчики разрабатывают собственные дополнительные модули, используя данные из системы мониторинга. Все это течение период перехода или даже позже придется переделывать с новым поставщиком. А также отдельные модели отчетов и сложные алгоритмы обработки данных датчиков.

В первую очередь при переходе на новую платформу стоит обратить внимание на

  • Простая массовая передача данных с Wialon.
    Продукт Gurtam — абсолютный лидер, и поэтому все конкурирующие решения давно упростили переход объектов с этой платформы на свои системы. Импорт данных, API, готовые конвертеры для архитектуры Wialon. У большинства пользователей не должно возникнуть с этим проблем.
  • Расположение разработчика и серверов в России.
    С текущей ситуацией в нашей стране, к сожалению, это важный пункт. Входные цены в рублях частично снижают риск девальвации национальной валюты, а наличие данных на российских серверах защитит ваши данные от самых негативных сценариев, даже (страшно представить, что я это пишу) от полной изоляции от Интернет.
  • Простота и удобство использования.
    Каким бы функциональным и крутым ни был программный продукт, обратите внимание на его юзабилити.
  • Наличие мобильного приложения.
    Жизнь человека сегодня невероятно подвижна, а особенно у предпринимателя. Если бизнес-решения нет на экране мобильного, то его вообще не существует. Да, функционал веб- и мобильной версии могут существенно отличаться, но основную информация должна быть на смартфоне.
  • Готовые ретрансляторы.
    Требования новых реалий. Передача телематических данных о движении транспортных средств все чаще становится необходимым условием для многих компаний. Рнис Москвы, карьеры, объекты нефтегазового комплекса, торговые сети (Х5, Магнит) и др. - это только часть клиентов, которым необходимо передавать данные с ГЛОНАСС/GPS-трекеров.
  • Возможность решения бизнес-задач, уже реализованных с помощью Wialon.
    Любая мониторинговая платформа за транспортом — это бизнес-решение. Часть задач вашей компании решена с помощью платформы Wialon. При переходе решение бизнес-задач должно так же решаться новой платформой.

 

Как выбрать интегратора, которому перевести объект?

Учитывая текущую политическую и экономическую ситуацию, рынок поставщиков программ мониторинга транспорта значительно сократится. Особенностью рынка транспортной телематики было большое количество компаний “имени меня”, с 1-2 сотрудниками и многорукими владельцами. Популярный инструмент – демпинг во время кризиса и в условиях еженедельной девальвации, не может работать по умолчанию. Оборудование дорожает, клиент беднеет, простой трекер уже не бизнес-решение.

Девальвация валюты, санкционные ограничения и, как следствие, ураганный обвал на пике экономики сметет неэффективное. Уход Виалона уже привел к тому, что многие уже просто ушли, обвиняя всех, кроме себя.

Поэтому при выборе поставщика решений для своего транспорта помните:

  • размер компании, продолжительность ее работы и успешные кейсы по снижению эксплутационных расходов;
  • готовность доказать эффективность посредством бесплатного тестирования. Слова должны быть подкреплены делами;
  • наличие пошагового плана о том, как будет происходить ваш переход с системы Wialon;
  • запросите проект реализации ваших бизнес-задач.

Это критический минимум. Помните, что если хотя бы один пункт не соответствует вашим ожиданиям, стоит.

Если интегратор не выдержит сложившейся ситуации, придется начинать все сначала и очень быстро. Если система не справляется со своей задачей - опять пустая трата времени и денег.

И самое главное нужно помнить, что приобретается не оборудование, а решение, которое должно не только окупаться, но и быть спасательным инструментом  для бизнеса, снижая  затраты и высвобождая ресурсы для выживания или развития компания.

 

Наше предложение в данной ситуации

Для клиентов, которые использовали Wialon для своего автопарка. Бесплатный перенос объектов из системы Виалон в онлайн-решение со встроенным модулем мониторинга транспорта на российских серверах.
Вместо простого мониторинга вы получаете полноценную систему управления автопарком, покрывающую следующие бизнес-задачи:

  • онлайн-мониторинг транспорта;
  • контроль топлива в баке со сравнением данных с топливной карты и датчика уровня топлива;
  • проверка штрафов ГИБДД для юридических лиц;
  • планирование ТО, учет ремонтов, расчет затрат на 1 км. пути;
  • облачное хранение всех документов, касающихся транспортного средства, фото повреждений и т.д.;
  • автоматизированное создание и заполнение маршрутных листов;
  • инвентарный учет запасных частей, расходных материалов и жидкостей;
  • планирование оптимального маршрута и контроль его выполнения;
  • видеонаблюдение за транспортными средствами;
  • оцифровка предрейсовых технических осмотров;
  • учет шин и покрышек, контроль износа.

Ключевым показателем успеха внедрения программы является отображение стоимости 1 км. пути и отслеживание эффективности каждой из гипотезы снижения затрат на автопарк. На основе наиболее успешных кейсов уже подготовлены подробные рекомендации и инструкции, напрямую влияющие на снижение затрат предприятия.

Программа для оптимизации затрат на автопарк это не голословное заявление, а реально работающий инструмент. Опыт показывает, что при внедрение продукта, его эффективность составляет 30-50% эксплуатационных расходов.

 

Для партнеров Wialon.

Возможность перезапустить свой бизнес с большей пользой от использования системы оптимизации автопарка с интегрированным модулем мониторинга! Пока все будут продавать трекер, вы будете предоставлять реальное бизнес-решение, крайне актуальное в наши дни.

Узнать больше про решение для мониторинга и оптимизации работы автопарка или получить консультацию можно оставив заявку на сайте или по телефону +7 800 551-59-93 

 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости