Новости цифровой логистики: от оптимизации грузоперевозок до виртуальных двойников дорог

" "

В России разрабатывают отечественные решения для оптимизации грузоперевозок и складского учета, а также цифровые двойники целых транспортных узлов — об этих и других трендах цифровизации в ежемесячном дайджесте новостей логистики

" "

Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU

Оптимизация грузоперевозок экономит миллиарды

«Газпром нефть» разработала для «Северстали» цифровой сервис оптимизации грузоперевозок. Решение представляет собой математическую модель всей цепочки реализации металлопроката — от отгрузки с производства и пунктов хранения до транспортировки и передачи заказчику или возврата. Ожидается, что решение позволит «Северстали» сократить логистические затраты на 9%, а совокупный экономический эффект превысит 2 млрд рублей.

Новый планировщик способен построить оптимальный план поставок на срок до 1,5 лет, учитывая десятки факторов, включая график продаж, доступность специализированного транспорта, сезонность и загрузку логистических центров. Алгоритм не только формирует долгосрочный план, но и оперативно корректирует его в ответ на изменения рынка.

Цифровой двойник транспортного узла

Компания SIMETRA совместно с Морским государственным университетом имени адмирала Г.И. Невельского разработала цифровой двойник Хасанского транспортного узла в Приморском крае. Это виртуальная модель, которая воспроизводит характеристики и поведение объекта в режиме реального времени.

Цифровой двойник станет инструментом для оценки текущей логистической ситуации с возможностью прогнозирования ее развития в перспективе. Это дает возможность оптимизировать проектные решения и обосновывать инвестиции до начала строительства объектов. Например, можно протестировать десятки сценариев нагрузки и точно определить необходимую мощность логистических объектов, исключая избыточные инвестиции в неиспользуемые мощности.

По расчетам разработчиков, применение цифрового двойника позволит снизить логистические издержки на 18-30%, сократить время доставки на 25% и уменьшить количество используемого транспорта на 30%.

Нейросеть считает трубы

Ученые Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) разработали систему на основе искусственного интеллекта для автоматического подсчета труб на производственных складах. Решение использует нейросеть YOLOv8, способную распознавать металлопродукцию по фотографиям, сделанным обычным смартфоном в условиях производства, и определять их тип и количество. Разработка устраняет необходимость ручного подсчета, который до сих пор применяется на многих предприятиях и часто приводит к ошибкам. Нейросеть обучена на 5800 изображениях и демонстрирует высокую точность даже при неидеальных условиях съемки. Система позволяет снизить операционные издержки без закупки дорогостоящего оборудования.

Технология может быть адаптирована для распознавания других видов металлопродукции и строительных материалов. Разработка способна значительно ускорить процессы складского учета в металлургической отрасли.

Новые маршруты для беспилотных грузовиков

Правительство России утвердило план развития беспилотного транспорта: до конца 2026 года будут запущены новые маршруты для самоуправляемых автомобилей и создана система цифровых двойников дорог. Кроме того, на российских дорогах появится транспорт пятого уровня автоматизации — полностью беспилотные грузовые автомобили, не требующие водителя.

Сейчас в стране эксплуатируется 90 грузовиков с третьим уровнем автоматизации. Это означает, что автомобиль может самостоятельно управлять собой в определенных условиях (например, на трассе), но водитель должен постоянно находиться на месте и быть готовым взять контроль на себя в любой момент.

Согласно документу, в ближайшие годы беспилотники начнут курсировать по новым маршрутам, одним из которых станет трасса М-12 «Восток». Параллельно будет развернута система цифровых двойников дорожной инфраструктуры.

Цифровая экосистема

«Цифровые двойники, „умные“ планировщики или беспилотные коридоры — это кирпичики, из которых строится новая цифровая экосистема отрасли. Особенно показателен растущий интерес промышленных компаний к таким решениям — они видят в цифровизации логистики способ снизить операционные затраты и повысить управляемость цепочками поставок. Это особенно важно, когда рынки волатильны, а внешний фон непредсказуем», — считает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости