Минцифры предложило смягчить требования к разработчикам, которые хотят включить продукты в реестр отечественного программного обеспечения.
По мнению Минцифры, «приоритетным критерием» должна быть не доля участия российского лица в разработчике ПО (сейчас она должна быть не менее 50%), а контроль его деятельности российскими лицами. Это позволит включить в список компании, расположенные за рубежом.
Обсудили с Артемом Долгих, Директором по развитию бизнеса AXELOT, насколько оправдано решение о включении такого ПО в «белый» список.
— Могут ли компании, которые демонстративно «хлопнули дверью», попытаться вернуться, используя эти послабления в требованиях, и какие лазейки для этого есть?
Пока это все на стадии проекта, формулировки весьма размыты. Но я не исключаю, что несколькими техничными движениями может получиться так, что решение, разрабатываемое российской компанией, но базирующееся на «зависимой» технологии, может вдруг стать рассматриваемым на предмет включения в реестр отечественного ПО.
— Новые перспективы и свободные рынки могут снова оказаться занятыми зарубежными компаниями?
Рынок нашей страны – это значимый рынок даже для компаний с мировым именем. Посмотрите на их офисы! Просто так уходить с этого рынка они не будут. Плюс, не забывайте о том, что чем сильнее распространен программный продукт, тем больше рычагов влияния есть у заинтересованных сторон как на конечный бизнес, так и на руководство страны в целом. Я думаю, что они ищут варианты.
— Не кажется ли вам, что это предложение закроет ту «отдушину», которая появилась у российских разработчиков? Как, по вашему мнению, это решение скажется на их мотивации?
Если явление примет массовый характер, то ситуация, мне кажется, станет хуже, чем была в начале года. «Российский разработчик» поймет, что опять в приоритете что-то такое, что ему непонятно.
— Пойдут ли российские компании на риск вкладывать деньги в разработку, когда есть перспектива, что более известные западные конкуренты снова потеснят их?
Все вернется к условной «точке ноль». К точке, в которой конкурировать с глобальными вендорами, опираясь на собственные ресурсы, возможно только с оглядкой и с максимальной осторожностью. И большинство вынужденно вернется к тактике эволюционного развития.
— Есть ли какие-то положительные моменты от того, что в реестр отечественного ПО попадут продукты зарубежных компаний?
Политические, наверное, да. Это, как бы, наш сигнал мировому сообществу, что мы не закрываемся даже в стратегических отраслях.
— Нужно ли вводить ограничения на использование такого «одобренного» зарубежного ПО в госсекторе и критически важных отраслях?
Я думаю, что есть специфические истории, когда решение вопроса автоматизации возможно только при помощи зарубежного ПО. Даже в критически важных отраслях. Но эти истории должны решаться в индивидуальном порядке (возможно, комиссиями с участием отраслевых специалистов) и с четкими сроками по импортозамещению. Вот сейчас, например, Минцифры разрабатывает правила, которые ограничат деятельность госкомпаний по самостоятельному производству софта. Там что-то около 30%. Так вот пусть в этих 30% и концентрируются на таких специфических историях. Это их компетенции и их потребности. Все остальное должно быть стандартизировано и без полумер.