На рынке грузоперевозок грядут большие изменения. Рабочие группы и Министерство транспорта РФ обсуждают внедрение электронной транспортной накладной в логистические процессы страны, операторы электронного документооборота рассматривают варианты организации роуминга. Однако есть еще одни участники рынка, чье мнение необходимо учесть – это экспедиторы.
Аналитики Synerdocs проанализировали пробелы в законодательстве и опросили представителей более чем 30 экспедиторских компаний. В этой статье читайте о сложностях при работе с бумажной и электронной транспортной накладной, о нормативных противоречиях и инициативе рабочих групп.
Небольшой экскурс в законодательство
- Экспедитор – это агент. Деятельность агентов основывается на статье 805 «Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ):
«Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора».
- Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.
- Приказ Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (далее – Приказ №23) рекомендует формы экспедиторской расписки, поручения и складской расписки.
Для посреднических сделок с привлечением экспедитора предусмотрена обязательная прозрачность в виде отчета с приложением оправдательных документов (статьи 974, 999, 1008 ГК РФ).
И аналогично, если клиенту необходимы подтверждающие документы, в том числе транспортные накладные, экспедиторы обязаны их оформлять.
На выходе мы имеем нормативно-правовые документы, которые противоречат друг другу:
- Законодательные акты, регламентирующие работу экспедиторов, перечисленные выше.
- Рекомендуемые формы экспедиторских документов.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок автомобильным транспортом», где нет ни слова об экспедиторах (далее – Постановление № 272).
- Обязанность оформлять транспортные накладные по требованию клиентов.
Кейсы экспедиторов. Кто и как оформляет расписки и транспортные накладные
Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем с целью выяснить, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН) в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.
Результаты общения я представила в виде таблицы. Вы можете ознакомиться с распространенными кейсами, как экспедиторы оформляют два основных документа – расписку и транспортную накладную.
Экспедиторская расписка:
Как по закону |
Как на практике |
Приказ № 23. Раздел 3. Пункт 28: «Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)». |
Часто расписка грузоотправителю и заказчику не нужна. Считается, что это документ для экспедитора. |
Приказ № 23: В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена. |
Несмотря на четкие требования законодательства, экспедиторы просят подписать расписку. И на деле вырисовываются самые разные схемы, где второй, а то и третьей стороной является: водитель, грузоотправитель, грузополучатель и др. |
Приказ № 23 определяет основные разделы экспедиторской расписки. |
На практике ни одна расписка не похожа на другую. Экспедиторы их дорабатывают под свои нужды. |
Транспортная накладная:
Как по закону |
Как на практике |
Постановление № 272 не обязывает экспедиторские компании использовать транспортную накладную. |
Однако составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). А это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТрН для всех сторон договора экспедиции, то есть оформлять ее все же придется. |
Приложение 4 к Постановлению № 272 содержит рекомендательную форму транспортной накладной, где отражены все основные участники перевозки. |
К сожалению, экспедитора нельзя указать в строке «Перевозчик», потому как он является агентом, т.е. организатором перевозки. В ней должен быть указан непосредственный исполнитель, который доставляет груз. |
Постановление № 272 говорит о том, что накладная составляется в количестве, равном количеству смен места положения груза или смены транспортных средств. Приведу в пример схему двух плеч.
В итоге на одну поставку формируются две транспортные накладные. |
На практике есть два критичных момента. рассмотрим на нашем примере:
|
Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?
- Транспортную накладную экспедиторы составлять должны, но в рекомендуемой форме соответствующее поле для них не предусмотрено.
- Существуют организационные сложности по оформлению документов при многоплечевых доставках и не только.
- Экспедиторская расписка нужна только экспедиторским компаниям.
Что говорят сами экспедиторы?
Я пообщалась с представителями двух крупных компаний – DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.
«Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас. Мы – экспедиторская компания, и обязаны представлять отчетные документы по перевозке – экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладные.
По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами – грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически все зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.
Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в т.ч. времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».
Своим мнением также делится Куликов Алексей, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:
«Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.
Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда – организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем – перевозчиком – это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура. Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно – да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами. И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»
Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами кобизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.
Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs