 
Формирование парка из 100 000 грузовиков на сжиженном природном газе к 2035 году потребует инвестиций в размере до 1,9 трлн рублей, пишут «Ведомости». Это не просто переход на новый тип топлива, а системная трансформация автологистики, промышленности и газовой инфраструктуры.
Ключевые цифры: инвестиции, парк, инфраструктура
Согласно совместному обзору Kept, «Роснано» и логистической «дочки» КАМАЗа (Natcar), для масштабного внедрения СПГ-грузовиков в России потребуются капиталовложения в диапазоне 1,3–1,9 трлн рублей до 2035 года. Эта сумма складывается из двух крупных блоков:
| Направление инвестиций | Объём, трлн руб. | Цель | 
|---|---|---|
| Локализация производства тягачей | ~0,9 | Формирование парка до 100 000 машин | 
| Заводы МТСПГ и сеть криоАЗС | 0,4–1,0 | Обеспечение производства и заправки СПГ | 
(Источник: Kept, «Роснано», Natcar, 2025)
Сегодня на российских дорогах эксплуатируется около 3,8 млн грузовиков, включая 700 000 тягачей, из которых менее 0,5% (≈3000 ед.) работают на СПГ. Амбициозный план подразумевает достижение доли до 15% от общего парка к 2035 году.
Почему это важно: экономические и экологические эффекты
Инфраструктурный переход на СПГ способен принести экономике мультипликативный эффект:
- 
	30 млрд руб. экономии в год — за счёт снижения субсидий по демпферу на дизельное топливо. 
- 
	До 260 млрд руб. ежегодного дохода от экспорта дизеля, освободившегося для зарубежных рынков. 
- 
	Снижение выбросов CO₂ на 15–17%, благодаря замещению дизельных ДВС. 
- 
	До 20% экономии на стоимости перевозки для бизнеса — за счёт более дешёвого топлива. 
Однако эти выгоды возможны только при условии устойчивого развития всей экосистемы: от производственных мощностей до сети заправок и законодательной базы.
Производственная база: от 26 до 100 СПГ-заводов
В 2024 году в стране функционировало 26 малотоннажных СПГ-заводов. Планируется нарастить их количество до 100 единиц к 2035 году, что позволит:
- 
	Увеличить производство СПГ с 0,2 млн т → до 2,5 млн т в год. 
- 
	Обеспечить спрос растущего парка тягачей на дополнительные 1,7–1,9 млн т СПГ ежегодно. 
При этом существующие мощности пока загружены слабо:
| Компания | Мощности МТСПГ, т | Объём продаж в РФ, т | Уровень загрузки | 
|---|---|---|---|
| «Новатэк» | 68 600 | ~32 200 | ~47% | 
| «Газпром» | 54 600 | ~13 000 | ~24% | 
Развитие заправочной сети также отстаёт: в 2024 году «Новатэк» и «Газпром» имели по 16 и 29 криоАЗС соответственно, что критически недостаточно для растущего спроса.
Сценарии развития: инерция или скачок?
Инерционный сценарий
- 
	Медленный рост парка. 
- 
	Доля СПГ-грузовиков — не более 10% к 2035 г. 
- 
	Отставание от глобальных трендов. 
Амбициозный сценарий
- 
	Доля СПГ-грузовиков — до 30% через 10 лет. 
- 
	Координация усилий госструктур, энергетики и автопрома. 
- 
	Импортозамещение, рост локального спроса на СПГ, индустриальный мультипликатор. 
«Россия может повторить китайскую траекторию. В КНР доля СПГ-грузовиков уже превысила 30% в новых продажах, а парк — более 1 млн единиц», — Сергей Казачков, Kept.
Локализация и барьеры: высокая стоимость техники
Несмотря на преимущества топлива, стоимость СПГ-грузовиков по-прежнему на 35–40% выше дизельных аналогов. Это сдерживает спрос со стороны частных перевозчиков.
По утвержденной в сентябре 2025 г. Концепции развития газомоторного топлива, в базовом сценарии планируется выпуск 86 393 грузовиков на ГМТ за период 2025–2035 гг. Целевой сценарий — 125 432 единицы.
Субсидирование, меры господдержки и налоговые стимулы станут ключевыми драйверами в стимулировании спроса.
Геополитический фактор: санкции и внутренний сбыт
После введения санкций ключевые российские поставщики СПГ столкнулись с ограничениями на экспорт. Согласно макропрогнозу правительства:
| Год | Прогноз экспорта СПГ, млн т | Изменение к базе | 
|---|---|---|
| 2024 | 40,0 | — | 
| 2025 | 35,7 | —10,7% | 
| 2026 | 40,3 | —10,8% | 
| 2027 | 46,9 | —19,7% | 
| 2028 | 58,4 | —20,6% | 
«Внедрение СПГ-грузовиков — это не только логистика, но и стратегия по сбыту газа внутри страны», — Павел Сарафанников, НАСПГ.
Выводы
- 
	СПГ-грузовики — не просто альтернатива дизелю, а драйвер развития сразу нескольких отраслей: машиностроения, газовой инфраструктуры, транспорта. 
- 
	Инвестиции до 2 трлн руб. до 2035 года требуют не только капитала, но и синхронизации усилий государства и бизнеса. 
- 
	Успех сценария зависит от локализации производства, масштабирования МТСПГ и криоАЗС, а также создания устойчивого спроса на фоне экспортных ограничений. 





