Рынок СПГ-грузовиков в России: инвестиции до 2 трлн рублей и ставка на локализацию

Выставка грузовиков КАМАЗ, включая модели на сжиженном природном газе (СПГ), как пример развития газомоторного транспорта в России.

Формирование парка из 100 000 грузовиков на сжиженном природном газе к 2035 году потребует инвестиций в размере до 1,9 трлн рублей, пишут «Ведомости». Это не просто переход на новый тип топлива, а системная трансформация автологистики, промышленности и газовой инфраструктуры.

Ключевые цифры: инвестиции, парк, инфраструктура

Согласно совместному обзору Kept, «Роснано» и логистической «дочки» КАМАЗа (Natcar), для масштабного внедрения СПГ-грузовиков в России потребуются капиталовложения в диапазоне 1,3–1,9 трлн рублей до 2035 года. Эта сумма складывается из двух крупных блоков:

Направление инвестиций Объём, трлн руб. Цель
Локализация производства тягачей ~0,9 Формирование парка до 100 000 машин
Заводы МТСПГ и сеть криоАЗС 0,4–1,0 Обеспечение производства и заправки СПГ

(Источник: Kept, «Роснано», Natcar, 2025)

Сегодня на российских дорогах эксплуатируется около 3,8 млн грузовиков, включая 700 000 тягачей, из которых менее 0,5% (≈3000 ед.) работают на СПГ. Амбициозный план подразумевает достижение доли до 15% от общего парка к 2035 году.

Почему это важно: экономические и экологические эффекты

Инфраструктурный переход на СПГ способен принести экономике мультипликативный эффект:

  • 30 млрд руб. экономии в год — за счёт снижения субсидий по демпферу на дизельное топливо.

  • До 260 млрд руб. ежегодного дохода от экспорта дизеля, освободившегося для зарубежных рынков.

  • Снижение выбросов CO₂ на 15–17%, благодаря замещению дизельных ДВС.

  • До 20% экономии на стоимости перевозки для бизнеса — за счёт более дешёвого топлива.

Однако эти выгоды возможны только при условии устойчивого развития всей экосистемы: от производственных мощностей до сети заправок и законодательной базы.

Производственная база: от 26 до 100 СПГ-заводов

В 2024 году в стране функционировало 26 малотоннажных СПГ-заводов. Планируется нарастить их количество до 100 единиц к 2035 году, что позволит:

  • Увеличить производство СПГ с 0,2 млн т → до 2,5 млн т в год.

  • Обеспечить спрос растущего парка тягачей на дополнительные 1,7–1,9 млн т СПГ ежегодно.

При этом существующие мощности пока загружены слабо:

Компания Мощности МТСПГ, т Объём продаж в РФ, т Уровень загрузки
«Новатэк» 68 600 ~32 200 ~47%
«Газпром» 54 600 ~13 000 ~24%

Развитие заправочной сети также отстаёт: в 2024 году «Новатэк» и «Газпром» имели по 16 и 29 криоАЗС соответственно, что критически недостаточно для растущего спроса.

Сценарии развития: инерция или скачок?

Инерционный сценарий

  • Медленный рост парка.

  • Доля СПГ-грузовиков — не более 10% к 2035 г.

  • Отставание от глобальных трендов.

Амбициозный сценарий

  • Доля СПГ-грузовиков — до 30% через 10 лет.

  • Координация усилий госструктур, энергетики и автопрома.

  • Импортозамещение, рост локального спроса на СПГ, индустриальный мультипликатор.

«Россия может повторить китайскую траекторию. В КНР доля СПГ-грузовиков уже превысила 30% в новых продажах, а парк — более 1 млн единиц», — Сергей Казачков, Kept.

Локализация и барьеры: высокая стоимость техники

Несмотря на преимущества топлива, стоимость СПГ-грузовиков по-прежнему на 35–40% выше дизельных аналогов. Это сдерживает спрос со стороны частных перевозчиков.

По утвержденной в сентябре 2025 г. Концепции развития газомоторного топлива, в базовом сценарии планируется выпуск 86 393 грузовиков на ГМТ за период 2025–2035 гг. Целевой сценарий — 125 432 единицы.

Субсидирование, меры господдержки и налоговые стимулы станут ключевыми драйверами в стимулировании спроса.

Геополитический фактор: санкции и внутренний сбыт

После введения санкций ключевые российские поставщики СПГ столкнулись с ограничениями на экспорт. Согласно макропрогнозу правительства:

Год Прогноз экспорта СПГ, млн т Изменение к базе
2024 40,0
2025 35,7 —10,7%
2026 40,3 —10,8%
2027 46,9 —19,7%
2028 58,4 —20,6%

«Внедрение СПГ-грузовиков — это не только логистика, но и стратегия по сбыту газа внутри страны», — Павел Сарафанников, НАСПГ.

Выводы

  1. СПГ-грузовики — не просто альтернатива дизелю, а драйвер развития сразу нескольких отраслей: машиностроения, газовой инфраструктуры, транспорта.

  2. Инвестиции до 2 трлн руб. до 2035 года требуют не только капитала, но и синхронизации усилий государства и бизнеса.

  3. Успех сценария зависит от локализации производства, масштабирования МТСПГ и криоАЗС, а также создания устойчивого спроса на фоне экспортных ограничений.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости