В систему источников таможенного права входят: международные договоры РФ, Конституция РФ, Таможенный кодекс таможенного союза, федеральные законы (в первую очередь «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС России, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ и пр.
Источниками таможенного права является совокупность нормативных правовых актов различных межгосударственных и государственных органов, содержащих таможенно-правовые нормы.
Нормативные правовые акты, входящие в систему таможенного права, можно разделить на три большие группы:
1) Международные договоры. Таможенные нормы находят свое выражение в межгосударственных отношениях, которые рассматриваются как источники таможенного права. Количество таких международных договоров значительно, поскольку многие вопросы порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу регулируются на международном уровне, например, Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров, Конвенция о временном ввозе, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, таможенный кодекс таможенного союза и др.
2) Акты федеральной законодательной власти, а именно: Конституцию Российской федерации, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другие федеральные законы.
3) Нормативные правовые акты федеральной исполнительной власти, в которую входят указы Президента Российской федерации, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России), Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства финансов РФ.
Все указанные выше нормативные правовые акты хотя и регулируют таможенные правоотношения (таможенно-правовые отношения), но, в то же время имеют различную юридическую силу, которая зависит от процедуры принятия нормативного правового акта, места издавшего его органа в общей системе органов и его компетенции.
Так, международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. В отношении международных договоров действует конституционный принцип, согласно которому такие договоры обладают приоритетом над национальными законами.
Конституция РФ устанавливает ряд важных положений, находящихся в основе организации таможенного регулирования. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование относится к исключительному ведению федерального центра (п. "ж" ст. 71), поэтому источниками таможенного права могут быть только нормативные правовые акты, исходящие от федеральных органов власти. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе издавать такие правовые акты, поскольку вопросы таможенного регулирования не входят в их компетенцию. Например, запрещается устанавливать на территории РФ таможенные границы, пошлины и сборы, а также какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг, работ и финансовых средств.
ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, Банком России, общественными объединениями и иными организациями.
Таможенное право содержит как регулятивные нормы, так и правоохранительные нормы, признаками которых являются всеобщность, общеобязательность, юридическая ответственность.
Регулятивные таможенные нормы определяют права и обязанности участников правоотношений, условия их возникновения и действия.
Правоохранительные таможенные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия.
Важно отметить, что таможенное право содержит в основном регулятивные нормы. Характер и содержание правоохранительных норм занимают значительно меньшее место.
В системе таможенного права таможенная норма находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.
Необходимо обратить внимание на то, что перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств может происходить достаточно продолжительное время, включая ряд этапов прохождения товаров, например, начиная от пересечения таможенной границы до выпуска для распоряжения в соответствии с избранным таможенным режимом. Однако по общему правилу применяются меры таможено-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Важным средством эффективности осуществления таможенного дела являются таможенные сроки, под которыми понимается время, установленное для совершения определенных таможенных операций и таможенных процедур или воздержания от них.
Установление и соблюдение таможенных сроков рассматриваются в качестве гарантии своевременной реализации участниками таможенных правоотношений своих прав и обязанностей.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Порядок совершения действий в последний день срока закреплен в ст. 194 Гражданского кодекса РФ. В частности, действие должно быть совершено не позже 24 часов последнего дня срока, в том числе и путем письменного обращения в организацию связи.
Истечение срока осуществления права влечет прекращение этого права.
Истечение срока исполнения обязанности не влечет ее погашения. Обязательное действие должно быть выполнено и по истечении срока.
Рассмотрим принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:
- перемещение товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу;
- соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу;
- таможенное оформление и таможенный контроль;
- пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами;
- обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров;
- гарантии надлежащего исполнения обязанностей.
Рассматривая принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, необходимо отметить, что все лица на равных основаниях имеют право на такое перемещение. Более того, это право основано на нормах Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 27) и общепринятых нормах международного права (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Принцип, связанный с соблюдением запретов и ограничений экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, определен в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза и иными федеральными законами, такие товары подлежат изъятию и уничтожению.
Что касается ограничений, то их можно подразделить на:
- торговые ограничения, т.е. ограничения в торговле различными товарами;
- географические ограничения, т.е. ограничения в торговле с различными странами или группами стран;
- ограничения во времени, т.е. ограничения, действующие в течение определенного срока.
Государство может устанавливать ограничения ввоза или вывоза товаров через использование таких мер нетарифного регулирования, как:
- разрешительная система;
- специальная сертификация;
- лицензирование;
- квотирование;
- система экспортного контроля и др.
Таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится при условии предоставления разрешения на ввоз и вывоз, выданного соответствующей контролирующей организацией в отношении таких товаров, как лекарственные средства (при ввозе и вывозе), оружие и боеприпасы (при ввозе и вывозе), радиоэлектронные и высокочастотные средства (при ввозе), культурные ценности (при ввозе и вывозе), источники ионизирующего излучения (при ввозе), образцы дикой флоры и фауны (при ввозе и вывозе) и др.
Сертификация товаров обеспечивает безопасность ввозимых товаров для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан. Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, производится только в случае представления соответствующих сертификатов, в частности, например, ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического сертификатов, сертификата соответствия (безопасности).
Путем лицензирования осуществляется регулирование компетентными государственным органами ввоза и вывоза товаров посредством выдачи специальных разрешений - лицензий.
Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации.
Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством Российской Федерации в исключительных случаях для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.
Система экспортного контроля определяется совокупностью мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Принцип таможенного оформления и таможенного контроля является основополагающим принципом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Под таможенным оформлением понимаются все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, т.е. все действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами:
- при фактическом пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
- при подаче таможенной декларации или совершении действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также всех последующих предусмотренных действий с товарами и транспортным средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Моменты начала и завершения таможенного оформления регулируются Таможенным кодексом таможенного союза и федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Следует отметить, что за таможенными органами закрепляется право требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей. В соответствии с общепринятыми стандартами данная норма является базовым принципом таможенного дела.
Ташбаев Ырысбек Logistics.ru