При реализации задачи по повышению энергобезопасности Европы регуляторы ЕС и отдельных стран не учли ряд факторов, поспособствовавших восстановлению привлекательности угольной генерации для инвестиций.
По мнению ИПЕМ, российским электроэнергетикам стоит извлечь уроки из последовавшей реакции регуляторов европейских стран: так, создание долгосрочного рынка мощности гарантирует поддержание законсервированных ТЭС в пригодном для работы состоянии и снизит уязвимость инвестиционных проектов к колебаниям цен на топливо.
Руководитель Департамента ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев принял участие в круглом столе «Газовая и угольная генерация России: реалии и перспективы», организованном Институтом мировой экономики и международных отношений РАН и Российским газовым обществом. Доклад эксперта был посвящен состоянию и основным проблемам межтопливной конкуренции в европейской электроэнергетике.
Александр Григорьев в начале доклада отметил, что ряд факторов в 2008-2011 годах способствовали переориентации инвесторов в ЕС на строительство угольной генерации. Так, значительно сократился разрыв между ценами на газ и уголь: по данным ИПЕМ, если в 2007 году соотношение цен газ/уголь составляло 1,6, то в 2013 году это соотношение достигло отметки 3,0.
Также избыточное предложение квот на выбросы вредных веществ (квоты были призваны стимулировать сокращение выбросов от ТЭС) привело к падению их цен (до 5-10 евро за тонну CO2). В результате, развитие газовой генерации не стимулировалось, так как угольная генерация, по оценкам ИПЕМ, теряет привлекательность для инвестиций при стоимости квот более 34-38 евро за тонну CO2.
Наконец, свое влияние оказал и экономический кризис 2008 года, который привел к спаду промышленного производства и, соответственно, электропотребления.
Александр Григорьев указал, что совокупность этих факторов привела к недозагрузке газовых ТЭС, их консервации и демонтажу, а также активному вводу в эксплуатацию ТЭС на угольном топливе. Так, по данным ИПЕМ, в период с 2012 года по апрель 2015 года в европейских странах было введено 10,1 ГВт угольной генерации (преимущественно, в Германии), что почти в 6 раз больше, чем объем введенной газовой генерации за аналогичный период. Также еще 8,6 ГВт угольных мощностей находятся на стадии строительства (3,3 ГВт – Польша, 2,7 ГВт – Нидерланды, 1,8 ГВт – Германия).
В это же время происходит вывод из эксплуатации не только старых угольных ТЭС, но и новых газовых (в т.ч., ПГУ и ТЭЦ). Так, в период с 2011 по апрель 2015 года в странах ЕС было временно или окончательно остановлено 17,9 ГВт газовых мощностей. При этом из 37 остановленных ТЭС 24 были введены в эксплуатацию после 1990 года.
Как отметил Александр Григорьев, газовые ТЭС Западной Европы уходят в пиковый режим работы: в Великобритании коэффициент использования установленной мощности газовых ТЭС снизился с 64% (2009 год) до 28% (2013 год), в Германии – с 38% (2007) до 13% (11 мес. 2014). В то же время в Восточной Европе роль газа, скорее, возрастает.
По словам Александра Григорьева, в перспективе возможно частичное восстановление позиций природного газа в структуре топливоснабжения электростанций ЕС. Этому может способствовать импорт сжиженного природного газа из США. Кроме того, ожидается рост цен на квоты на выбросы в атмосферу. Постепенное ужесточение экологических стандартов в ЕС, очевидно, переориентирует некоторых потребителей на более экологически чистый газ. Также на изменения в структуре топливоснабжения повлияет демонтаж атомных электростанций и ввод рынков мощности в Великобритании, Франции и Италии.
В конце своего доклада Александр Григорьев указал, что европейский опыт должен быть учтен российскими электроэнергетиками. По мнению эксперта, введение долгосрочного рынка мощности гарантирует поддержание законсервированных ТЭС в пригодном для работы состоянии и снизит уязвимость инвестиционных проектов к колебаниям цен на топливо.