Итоги развития промышленности в марте 2014 года: индекс ИПЕМ-производство – -2,9%, индекс ИПЕМ-спрос – -1,9% (к марту 2013 года).
За период январь-март 2014 года индекс ИПЕМ-производство упал на -2,2% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос также снизился, падение с начала 2014 года составило -1,6%.
Динамика индексов производства и спроса продолжает выравниваться (спрос отыгрывает накопленное отставание), а это свидетельствует о продолжении фазы стабильности в промышленном секторе – отсутствии и роста, и падения.
В марте 2014 года погрузка грузов на железнодорожном транспорте демонстрирует отрицательный прирост к прошлому году (-0,4% к марту 2013 года). За первый квартал 2014 года показатель погрузки сохранился на прошлогоднем уровне. Потребление электроэнергии в марте 2014 года в целом по России снизилось (-4,7% к марту 2013 года) при более высоких среднемесячных температурах (см. слайд №9).
Расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в низкотехнологичных отраслях (+6,7% в марте 2013 года; +7,1% с начала года). Небольшое снижение спроса продемонстрировали добывающие отрасли (-1,5% в марте 2013 года, -0,03% с начала года). По отраслям, производящим товары инвестиционного спроса, наблюдается устойчивое падение спроса: высокотехнологичные (-18,0% в марте; -20,5% за январь-март), среднетехнологичные (-0,5% и -1,6%).
Одним из важнейших факторов спроса, который в данный момент определяет стоимость и себестоимость промышленных товаров является отмена «последней мили» в большинстве регионов России, в т.ч. в Красноярском Крае и Иркутской области, где сосредоточены наиболее электроемкие предприятия цветной металлургии (см. слайд №10). За счет исключения из состава платы тарифов распределительных электросетевых компаний, затраты на электроэнергию крупных потребителей, подключенных напрямую к сетям ФСК, могут снизиться на 25-35%. Однако возможная отмена выбора одноставочного тарифа на передачу электроэнергии для предприятий, подключенных напрямую к электростанциям, увеличит платежи на величину до 30% в отдельных регионах.
Замораживание экспортно-импортных операций с Украиной может в заметной степени повлиять на многие российские отрасли. Например, нефтепереработка потенциально выиграет от расширения рынка сбыта. Транспортное машиностроение может выиграть от замещения украинских вагонов на российские на внутреннем рынке. Автомобильная промышленность скорее всего окажется в минусе за счет отмены экспорта на Украину продукции АвтоВаза и возможного ограничения экспорта российских предприятий промсборки.
Внешнеполитическая обстановка начинает реально влиять на результаты промышленности, в том числе через механизмы ВТО. Россия вынуждена придерживаться взятых обязательств, тогда как многие шаги по снижению ограничений на зарубежные рынки могут оказаться замороженными. Например, в США с 2003 года действует защитная пошлина на металлический кремний. В данный момент она составляет для разных российских производителей от 61% до 87%. В 2013 году инициирован пересмотр данной меры, однако ввиду текущей ситуации данные шаги могут быть заморожены на неопределенный срок.