Итоги развития промышленности в январе 2015 года: индекс ИПЕМ-производство – +2,3%, индекс ИПЕМ-спрос – +0,1% (к январю 2014 года).
Расчет индекса ИПЕМ-спрос в январе в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в низкотехнологичных отраслях (+0,6% к январю 2014 года). Спрос в добывающих отраслях второй месяц подряд снижается (-0,8%). Продолжается оживление в среднетехнологичных отраслях (+4,2%). Падение спроса в высокотехнологичных отраслях ожидаемо усилилось (-18,5%).
Результаты работы промышленности в начале года оказались более оптимистичными, чем ожидалось, однако цифры за январь всегда необходимо воспринимать сдержанно, т.к. происходит смена циклов контрактования, бюджетных циклов, пересмотр цен, тарифов, акцизов и иных индикаторов, влияющих на объемы спроса, особенно в текущих экономических условиях.
К примеру, тарифы ОАО «РЖД» на 2015 год были проиндексированы на 10%. Кроме того, монополия в рамках предоставленного ей тарифного коридора приняла решение о повышении тарифов на экспортные перевозки грузов на 13,4%. Однако, даже столь значительное повышение тарифа не сможет сильно повлиять на существующую ситуацию и привести к снижению объёмов перевозок грузов на экспорт при текущем курсе доллара, так как транспортная составляющая в результате девальвации рубля снизилась более значительно. Более того в начале текущего года было принято решение снизить тарифную надбавку на экспортные перевозки для угля и железной руды до уровня 1,3%.
По итогам 2014 года произошло перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Основная причина этого связана с девальвацией рубля. Выросла погрузка угля до уровня 315,4 млн тонн (+1,5% всего к 2013 году, +7,3% - на экспорт), лесных грузов до 38,7 млн тонн (+8,5%, +10%), химических и минеральных удобрений до 49,2 млн тонн (+4,7%, +5,6%).
Возросший объём перевозки на экспорт способствовал росту расстояния перевозки и, как следствие, грузооборота на сети железнодорожного транспорта. По итогам 2014 года грузооборот на сети ОАО «РЖД» составил 2298,3 млрд тарифных тонн-км, что на 4,6% выше уровня прошлого года. Однако, необходимо отметить, что рост грузооборота происходит за счёт перевозки низкодоходных (уголь) и среднедоходных (лесные грузы, химические и минеральные удобрения, зерно и др.) грузов, что приводит к снижению средней доходной ставки ОАО «РЖД» и, как следствие, снижению доходности перевозок при росте грузовой работы.
Перспективы развития промышленности в ближайшие месяцы будут зависеть от следующих факторов:
1. Развитие ситуации в банковской сфере. Возможное снятие текущих ограничительных мер и смягчение условий фондирования российских банков за рубежом будет способствовать стабилизации курсов валют и смягчению условий кредитования;
2. Оперативность и полнота реализации государственных антикризисных мер, в том числе региональных. Основная часть антикризисных мер (более 1,5 трлн руб.) также направлена на стабилизацию в банковской сфере, однако инструментов контроля за целевым использованием выделяемых банкам средств (кредитование реального сектора, снижение ставок, льготное рефинансирование) пока не разработано.
3. Реализация механизмов ручного регулирования экономикой. Одной из важнейших составляющих такого подхода могут стать превентивные меры «таможенно-тарифного регулирования» - введение экспортных пошлин в случае роста отпускных цен для внутреннего рынка (например, на продукцию металлургии).
Полная версия (pdf) мониторинга ситуации в промышленности доступна по ссылке.