По мнению ИПЕМ, отечественные предприятия транспортного машиностроения обладают большим производственным потенциалом, однако отсутствие государственной поддержки и долгосрочного оплаченного спроса могут помешать его реализации.
На IV Международной научно-практической конференции НП «ОПЖТ» генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом «Перспективы реализации Стратегии транспортного машиностроения РФ до 2030 года».
Юрий Саакян сообщил, что по заказу Минпромторга РФ ИПЕМ ведет работы по обновлению Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года. «Данный документ призван решить проблемы развития транспортного машиностроения России, а также способствовать обеспечению потребностей российского транспортного комплекса в экономичной и высокоэффективной технике», - отметил глава ИПЕМ.
Эксперт акцентировал внимание на том, что без активного участия государства выполнение задач, поставленных в Стратегии, выглядит затруднительным. Так, решение государства о заморозке тарифов может негативно сказаться на транспортном машиностроении: ОАО «РЖД» будет вынуждено в 2014-2016 гг. сократить объемы закупок подвижного состава. «При этом уровень износа эксплуатируемого подвижного состава очень высок: так, износ эксплуатируемых ОАО «РЖД» локомотивов достигает 74,8%, а отдельно тепловозов – 80,9%», - указал эксперт. Недостаток инвестиционных ресурсов на подвижной состав наблюдается также в сфере пригородного транспорта (мотор-вагонный подвижной состав) и городского рельсового транспорта (трамваи), за обеспечение финансирования которых отвечают региональные и городские власти.
Глава ИПЕМ отметил, что отечественные предприятия транспортного машиностроения обладают большим производственным потенциалом, однако отсутствие государственной поддержки и долгосрочного оплаченного спроса могут помешать его реализации. Так, согласно расчетам ИПЕМ, в случае отсутствия государственной поддержки доля отечественных производителей подвижного состава на российском рынке может сократиться с 80% в 2012 году до 50% в 2030-м (при государственной поддержке доля к 2030 году вырастет до 92%). Доля российских комплектующих также может значительно измениться: вырасти к 2030 году до 85% при наличии господдержки (в 2012 году доля комплектующих составила 45%) и уменьшиться более чем в два раза до 20% в случае ее отсутствия.