«Распадской» прочат тяжелый год

Аудиторы «Распадской» сомневаются в том, что компания может в этом году работать без перебоев. Средневзвешенная цена на уголь за 2013 год упала на 27%. Компании пришлось переориентировать свои поставки на экспорт из-за низких цен на российском рынке, но прибыль съедают расходы на транспортировку.

«Текущие рыночные условия порождают неопределенность, которая может вызвать серьезные сомнения в способности группы продолжать работу в качестве непрерывно функционирующего предприятия», — говорится в приложении к финансовой отчетности «Распадской» за 2013 год, составленном аудитором «Эрнст энд Янг».

В документе отмечено, что руководство компании принимает меры в отношение неблагоприятных факторов: оптимизирует расходы, переносит инвестпроекты и капитальные ремонты.

«Распадская» за 2013 год увеличила убыток более чем в четыре раза, до 126 млн долл. Выручка осталась на уровне прошлого года. Чистый долг «Распадской» вырос на 15%, до 499 млн долл., соотношение долг/EBITDA приблизилось к 18. В сообщении компании отмечается, что она соблюдает ковенанты по всем кредитам, но не может увеличивать долг больше чем на 100 млн долл.

В компании считают, что слабые финансовые результаты вызваны плохой конъюнктурой. В числе негативных факторов перечислены валютные риски и риски, связанные с безопасностью труда и действиями правительства. Отдельно говорится о том, что недавние события вокруг Украины могут повлиять на доходы «Распадской», в 2013 году около 7% от выручки компании составили поставки угля в соседнюю страну. «Кроме того, «Распадская» может попасть под действие возможных правительственных санкций», — отмечается в сообщении.

Средневзвешенные цены на уголь в 2013 году снизились на 27%, до 76 долл. за 1 т, свидетельствуют материалы компании. Себестоимость производства у «Распадской» не очень высокая, всего 38 долл. за 1 т, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб. По ее мнению, для компании существенным ударом стали транспортные расходы, которые пришлось нести во втором полугодии 2013 года, переориентировав поставки на экспорт.

Главная проблема «Распадской» в том, что компания не может значительно снизить производственные издержки из-за необходимости запускать новые угольные лавы, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Виктор Дроздов. На фоне результатов «Распадской» продажи угля «Мечелом», по его оценке, приносят большую прибыль. Себестоимость производства одной тонны у компании Игоря Зюзина выше, однако «Мечел» меньше тратит на логистику, коммерческие и управленческие издержки, которые составляют для обеих компаний существенную часть расходов. Таким образом, доходность на одну тонну у «Мечела» выше, чем у «Распадской».

Потребление угля на российском рынке значительно снизилось, и пока перспектив восстановления нет, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб. Материнская компания Evraz будет поддерживать «Распадскую», и это будет усиливать давление на ее бизнес. По ее мнению, в текущей ситуации Evraz не будет избавляться от этого актива, несмотря на то что несколько лет назад на него претендовали почти все российские металлургические компании. Теперь они в этом не нуждаются, потому что могут покупать уголь с рынка по вполне комфортной цене.

В среду котировки «Распадской» выросли на 3% на Московской бирже, капитализация компании составляет 14,5 млрд руб.

 

Елена Иванкина
РБК daily

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости