2015 год имеет шансы стать прорывным в деле стандартизации бережливого производства.
Если в ушедшем году появился первый и пока единственный ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь»., то в нынешнем запланировано появление сразу нескольких. Способных создать гораздо более серьезные последствия…
Алексей БАРАНОВ, генеральный директор ГК «Оргпром», глава Комитета по развитию производственных систем Московской ТПП
Многие специалисты очень позитивно оценивают сам факт появления первого стандарта бережливого производства. И это закономерно. Сейчас растет количество вузовских учебных программ, в которых преподаются не только азы бережливости и анализируются различные методики и подходы. Многие компании активно вводят соответствующие курсы в своих корпоративных университетах и учебных центрах. Различные трактовки тех или иных терминов в данном случае не просто вредны, они губительны. В системе высшего образования, а также в послевузовском обучении, необходимы единообразие и четкость главных понятий и определений.
Но, как говорится , не образованием единым… Производство и сфера услуг – области, где продвижение методологии бережливости наиболее заметно, - также страдают от двойственности и невнятности терминологической базы. Как метко выразился известный блогер и лин-консультант Валерий Казарин, «государство задумалось над тем, чтобы снизить количество методологических споров между участниками рынка и пресечь появление самостийных терминов типа «тянущего планирования» или «стройного производства».
В любой развивающейся системе важен ее язык. ГОСТ Р 56020-2014 и должен был его задать. Исчерпывающе по этому поводу высказался директор и ведущий тренер-консультант АНО «Оргпром» Сергей Евсеев, входивший в рабочую группу по разработке стандарта:
– Не всегда у руководителей и специалистов достаточно времени, чтобы прочитать несколько правильных книг и сформировать необходимое видение, как следует развивать производственную систему на принципах бережливости, чтобы сделать свое производство конкурентоспособным. Привлечение в рабочую группу по разработке ГОСТа специалистов, которые неоднократно на практике применяли принципы бережливого производства, реализовывали программы и выстраивали корпоративные эффективные производственные системы, достигали успеха, позволило аккумулировать теоретические знания и практический опыт. Группа прилагала усилия, чтобы «язык» ГОСТа был понятен собственникам, руководителям и специалистам.
Казалось бы, резонно предполагать, что последующие ГОСТы по этому профилю окажутся столь же блестящими. Но…
В мировой художественной культуре есть понятие золотого стандарта. Есть ли реально у новых разработок перспектива стать золотыми? Не все то золото, что блестит, гласит народная мудрость. Новые стандарты неизбежно зададут некую, пока нам неизвестную, но, хотелось бы надеяться, высокую планку требований к внедрению бережливого производства и параметрам производственных систем. Здесь то и кроется двойственная природа процесса стандартизации, столь знакомая нам по внедрениям и аудитам на соответствие требованиям стандартам серии ИСО 9000.
Обеспечить динамику бизнеса в нашей стране проще всего, получив допуск к бюджетным средствам. Валерий Казарин полагает, что «те компании, которые не будут вписываться в требования стандартов, не будут допускаться к госзаказам». Нетрудно представить себе дальнейшее развитие сценария: в стране начнется триумфальное шествие добровольной сертификации на соответствие требования стандартам бережливого производства. По отработанной схеме с ИСО 9000 – сначала крупные системообразующие финансово-промышленные группы, за ними их поставщики и смежники и т.д.
Казалось бы, вот оно – торжество «золотого» стандарта. Но не тут-то было! Есть спрос на сертификационные услуги. А по мнению видного специалиста в области систем менеджмента качества Михаила Круглова, сейчас в России система сертификации имеет чрезмерно либеральный характер. Если провести несложный эксперимент: набрать в поисковой системе словосочетание «купить сертификат», как на запрос появится более миллиона ответов, а вам любезно предложат свои услуги десятки тысяч псевдосертификаторов. Надо только будет заплатить некую сумму, причем не совсем обременительную для бюджета средней компании. И можно уже не внедрять бережливое производство…
Как все просто, не правда ли? И какой горький осадок оставляет…
Обратимся к мнению профессионала. «Только увлеченная работа собственника, руководителей и специалистов с вовлечением всего персонала по построению эффективной производственной системы может привести компанию к успеху», - полагает Сергей Евсеев. «Возможность же получения сертификата, пусть даже добровольного, подменит ее, превратит в периодические кампании по поддержке сертификата. Вместо постоянного роста производительности и эффективности, что требуется собственникам и руководителям для конкурентоспособности, мы получим доказательство применения методик и инструментов. Моя практика реализации программ развития производственных систем во многих российских компаниях позволяет утверждать, что наилучшие результаты достигаются НЕ РАДИ сертификации, А ДЛЯ достижения реальных производственных и экономических целей и задач».
Что же – все упирается в систему сертификации. Пока она у нас такова, что формирует порочный круг, в который втянуты три лица: заказчик (компания, внедрившая инструменты и идеологию бережливого производства); консультант, готовящий заказчика к сертификации; орган по сертификации, выдающий заветный документ. Последним двум очень важно постоянно менять клиентов, быть востребованными. Вот они и запускают в движение этот круг, внутри которого мечется клиент, которому еще и необходимо постоянно подтверждать свой сертификат.
А в идеале должно быть ровно наоборот. Ни статус и не название органа по сертификации не гарантируют полезности производственной системы для организации и собственника. Пользу приносит только совместное развитие бизнес-процесс и развитие сотрудников – два компонента формирующие эффективную работу бизнеса не для галочки, а для реального роста.
Мы осознаем эти проблемы, следовательно, мы готовы действовать. Наступивший год во многом определит, станут ли новые стандарты золотыми или окажутся покрыты блесками из мишуры.