На фоне бурного развития электронной коммерции в 2021 году свои позиции усиливал и рынок служб доставки. Руководитель отдела маркетинга курьерской службы RedExpress Наталья Жукова рассказала о текущем состоянии отрасли и по какому пути она пойдет в 2022-м.
В целом рынок служб доставки уже приобрел законченный вид. Мы пока не видим появления на нем новых участников, а вот текущие проходят трансформацию. Прежде всего это касается маркетплейсов и представителей сегмента ритейла ― они создают и активно развивают собственные службы доставки. Делается это для того, чтобы соответствовать запросам рынка на сверхбыструю доставку, которую проще реализовать на собственных мощностях. Так сейчас действует OZON, «Перекресток» и «ВкусВилл». Одной из основных задач офлайн-ритейла на сегодняшний день является открытие и развитие дарксторов для осуществления онлайн-продаж.
Самыми сильными игроками сейчас являются компании, выделяющие значительные инвестиции в сервисы для удовлетворения растущих запросов потребителя. Понятие «срочной доставки» изменилось ― это уже не 1-2 часа, а 30 минут. Соответственно игроки, способные предоставить такую услугу, останутся в выигрыше. На мой взгляд, в этом направлении флагманом является OZON.
В некоторых направлениях отечественные представители рынка могут даже стать примером для своих зарубежных коллег. Для российского потребителя сроки получения заказа в течение дня, часа или даже меньше становятся привычными, как и бесплатная доставка. Судя по личному опыту изучения предложений иностранных магазинов, они подобными сервисами похвастаться не могут.
Рынок служб доставки объединяется. Крупные игроки вкладывают значительные средства в развитие, формируют собственные экосистемы, их мощности растут и небольшим компаниям уже практически не под силу выдержать конкуренцию. Классические курьерские службы становятся менее рентабельными. Они не могут осуществлять доставку в кратчайшие сроки, поскольку у них нет возможности включить операционные затраты в цену товара, как это делают ритейлеры и маркетплейсы.