
Владимир Гамазков, директор департамента международной логистики Shuttle Logistic
В начале 2024 года логистические компании столкнулись с ростом ставок, в первую очередь, на морские перевозки. Так, стоимость транспортировки груза по направлению Шанхай-Владивосток до мая составляла 2-2,5 тыс. долларов за 40-футовый контейнер, однако в июне выросла до 4 тыс. долларов. Чтобы минимизировать издержки, многие игроки переключились на автомобильные и железнодорожные грузоперевозки. В результате цены выросли в среднем в 1,5-2 раза по сравнению с первым полугодием 2024-го.
Чтобы снизить зависимость от морских линий и уменьшить сроки и стоимость доставки, многие логистические компании стали расширять перечень видов транспорта. Доля морских перевозок между Китаем и Россией в 2024 году снизилась до 30-40% от общего грузопотока. Это стало причиной комплексного повышения тарифов как на морской фрахт, так и на ЖД составляющую. Долгое ожидание отгрузок с портов Дальнего Востока на железную дорогу (в третьем квартале 2024-го сроки могли достигать 30-40 дней) стало причиной перераспределения объемов и перехода на прямое ЖД сообщение. Сегодня на железнодорожный транспорт приходится более 50% общего грузопотока. Остальную долю занимают авиа- и автотранспорт.
К текущему году на рынке международных перевозок между Юго-Восточной Азией и Россией произошло заметное снижение ставок — до 35%, особенно в железнодорожном сегменте. Например, доставка контейнера из Пекина в Москву теперь обходится не в 8,5 тыс. долларов, а в 6,5 тыс. долларов. Автоперевозки Шанхай—Москва упали в цене с 14,5 до 11 тыс. долларов. Морские перевозки также стали дешевле: цена фрахта 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток снизилась с 4,1 до 3,2 тыс. долларов. Перевозчики предлагают СПОТ-тарифы, которые могут быть выгоднее предложений на рынке.
Среди причин падения ставок можно отметить профицит контейнерного оборудования из-за перерыва в связи с празднованием китайского Нового года, а также недостаточную загруженность морских линий в связи с невысоким спросом и распределением грузопотока между всеми возможными направлениями доставок (Дальний Восток, европейская часть, Северный морской путь). Кроме того, мы ожидаем снижения ставок еще на 10–15%. В то же время ситуация может измениться с учетом сезонности, политических и экономических факторов.
Несмотря на существующие вызовы, в 2025 году логистический рынок продолжит развиваться. Главными тенденциями станут автоматизация и внедрение искусственного интеллекта, интеграция различных логистических решений, развитие беспилотных технологий. Компании будут стараться создавать независимые от внешних факторов цепочки поставок.