Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин направил Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой бизнеса о переносе на 2019 г. вступление в силу изменений законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Законом от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в законодательство о контрактной системе, затрагивающие процедуру участия в торгах.
Так, с июля 2018 г. участникам госзакупок в электронной форме предписано вносить денежные средства для обеспечения заявок на участие в закупке на специальные счета в банках. На данный момент Минфин требования к спецсчетам упростил - соглашения о них смогут заключать банки и участники закупок, внесённые в реестр участников закупок и аккредитованные на одной из ЭТП.
Таким образом, вопрос о сроках перехода на новую модель госзакупок и закупок не решён, а старт реформы непредсказуем. Реализовать новую схему работы рынка объёмом в несколько триллионов рублей Минфин может в любой момент в течение второго полугодия 2018 г.
Почему участникам рынка госзакупок необходима отсрочка по новым правилами, каким видится выход из сложившейся ситуации? Своим мнением поделилась член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций, эксперт в Национальной ассоциации институтов госзакупок, ведущий эксперт МИМОП ТПП РФ, к.э.н. Оксана Емцова:
- Учитывая сложившуюся ситуацию, у потенциальных участников процесса госзакупок остаётся много вопросов.
По сути, электронная форма платежей, которая исключает бумажный носитель, удобна и малому, и среднему бизнесу.
Но проблема в том, что новая редакция 44-ФЗ и отдельные статьи 223-ФЗ предполагают, что участники закупок должны будут предоставлять обеспечение заявок посредством нового механизма – переводить денежные средства на специальные счета в уполномоченных кредитных организациях.
Более того, всё ещё не прописаны правила открытия этих счетов: просто дано их определение и перечислены поводы для списания денег с этих счетов. Для этого нужно отдельное Постановление Правительства, которого до сих пор нет.
Сегодня существует Постановление правительства № 626 от 30 мая 2018 г., в котором приведён примерный текст договора между участником закупки и кредитной организацией, прописан порядок взаимодействия между банками и электронными торговыми площадками (ЭТП). Самая существенная проблема в том, что до сих пор не отобраны ни банки, ни ЭТП. Наряду с этим, непонятно, куда должен идти участник тендера, чтобы открыть специальный счёт.
В то же время из комментария Минфина России об использовании специальных счетов при участии в закупках на электронных площадках (Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации) следует, что отбор площадок будет осуществлен не к 1 июля, а только к концу года.
Таким образом, новые объявленные торги в электронной форме по новым правилам будут возможны с разрешением всех вопросов. Однако, сложно спрогнозировать, когда это произойдёт, тем более, что ситуация осложняется отсутствием перечня уполномоченных банков, которые получат право ведения спецсчетов.
Из всего сказанного следует, что ближайшие полгода будут ситуацией неопределённости. Обращение бизнес-сообщества в правительство с просьбой о переносе срока введения специальных счетов хотя бы на 1 января 2019 г. экспертное сообщество поддерживает и считает правильным и актуальным.
Поэтому в ближайшие полгода процедура участия в тендерах по госзаказу будет осуществляться по старой схеме.
Сама идея перевода средств не на счета площадок, а на банковские счета участников, хороша, поскольку работает на усиление прозрачности процедуры. Схема очень напоминает механизм контроля, который с 2015 г. весьма эффективно работает в сфере оборонного заказа. Вся проблема в том, когда окончательно, в деталях мы получим новый механизм.