С 14 марта 2022 года Марийский нефтеперерабатывающий завод приостановил производство нефтепродуктов из-за переполнения резервуаров предприятия для приёма и хранения продукции. Технологические установки по переработке нефти и перегонки мазута остановлены переведены на холодную циркуляцию. Отсутствие свободного места в резервуарах предприятия обусловлено действиями компании «Урал Логистика», которая владеет железнодорожными путями необщего пользования протяженностью 4 476 метров между Марийским НПЗ и станцией в с. Табашино, а также ООО «Поволжская железнодорожная компания», которому переданы спорные ЖД-пути в аренду.
Компания «Урал Логистика» с сентября 2020 года является собственником указанными железнодорожными путями необщего пользования. С апреля 2021 года ООО «Урал Логистика» и арендатор путей ООО «Поволжская железнодорожная компания» препятствует деятельности Марийского НПЗ, саботируют деятельность предприятия закрытием железнодорожных путей посредством блокировки стрелочного механизма. В 2021 году по иску Марийского НПЗ Арбитражным судом Республики Марий Эл приняты меры по обеспечению иска в виде «запрета ООО «Урал Логистика» и иным лицам совершать действия по препятствованию в пользовании для доставки на производственную площадку МНПЗ нефти и вывоза нефтепродуктов.
Однако ООО «Урал Логистика» и арендатор путей ООО «Поволжская железнодорожная компания» несмотря на наложенные судом обеспечительные меры продолжают искать поводы по препятствованию деятельности Марийского НПЗ при этом под разными предлогами отказываясь заключать договоры на пользование путей и предоставление вагонов. Например, 15 июля 2021 был составлен акт о якобы неисправности железнодорожных путей, замечания по которому были оперативно устранены за счет ООО «Марийский НПЗ». Потом 23.06.2021г. неизвестными людьми был подложен муляж боевой гранаты, в связи с чем ООО «Марийский НПЗ» не смог осуществлять свою деятельность до прибытия саперов и представителей правоохранительных органов.
Очередное обострение ситуации с воспрепятствованием деятельности Марийского НПЗ в конце февраля - начале марта 2022 года стало предметом рассмотрения совещания у начальника Горьковской железной дороги Сергея Дорофеевского, прошедшее 04 марта 2022 года. Помимо сторон спора (ООО «Марийский НПЗ», ООО «Поволжская железнодорожная компания», ООО «Урал Логистика») на совещании так же присутствовало руководство Горьковской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») и Станислав Крылов, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Однако все выработанные на этом совещания решения в настоящее время саботируются руководством ООО «Урал Логистика» и ООО «Поволжская железнодорожная компания».
В настоящее время убытки, которые несёт Марийский НПЗ из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиками, оценивается не менее в 1,4 млрд. руб. ежемесячно нарастающим итогом. Простой предприятия в режиме консервации обходится в 700 тыс. руб. в сутки, а полная консервация в соответствии с требованиями федерального законодательства обойдётся в 1,05 млрд руб. Полная консервация предприятия означает увольнение более 590 работников предприятия, что существенно обострит и без того непростую в текущей геополитической ситуации социально-экономическую ситуацию в Республике Марий Эл. В резервуарах предприятия сейчас находится более 44 тысяч тонн нефтепродуктов. Во время длительного хранения такого объема нефтепродуктов в резервуарах, без отгрузки, с учетом перепадов температуры окружающего воздуха возникает угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Потенциально возможны следующие риски: разгерметизация резервуара, загрязнение окружающего воздуха, почвы и водных объектов – вплоть до экологической катастрофы, риск возгорания, угроза здоровью и жизни людей, животных и растений. Недавний пример наблюдался в Пензенской области.
«В настоящее время мы подготовили обращения к Главе Республике Марий ЭЛ, в Минэнерго России, в Прокуратуру России, в Федеральную Службу Безопасности c просьбой вмешаться в ситуацию и провести проверку в отношении действий руководства ООО «Урал Логистика» и ООО «Поволжская железнодорожная компания» вплоть до возбуждения уголовного дела». Потому что только быстрая реакция органов власти, в том числе надзорных и правоохранительных может сдвинут ситуацию с мертвой точки и исключить наступление критических необратимых последствий», - заявил Александр Семенов, директор Марийского НПЗ.