За первые 6 месяцев 2014 г. в Москве введено рекордное количество качественных торговых площадей, а по итогам 2014 г. объем введенных площадей составит исторический максимум, отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank в отчете по рынку торговой недвижимости Москвы за I полугодие 2014 г.
Совокупная площадь качественных торговых площадей в столичных торговых центрах за 1 полугодие 2014 г. увеличилась на 556 кв. м (GLA – 231 тыс. кв. м), составив по состоянию на конец периода 7,93 млн кв. м (GLA – 4,16 млн кв. м), что больше, чем общее количество площадей, введенных в 2011 г. (GBA – 0,32 млн кв. м, GLA – 0,21 млн кв. м), в 2012 г. (GBA – 0,338 млн кв. м, GLA – 0,207 млн кв. м) и почти достигло уровня 2013 г. (GBA – 0,6 млн кв. м, GLA – 0,364 млн кв. м), уточняется в отчете. До конца года в Москве заявлено к открытию значительное число торговых центров. Если эти объекты будут введены, совокупный объем предложения может увеличиться более чем на 1,3 млн кв. м (GLA – 0,7 млн кв. м), что составит исторический максимум, который превысит объем ввода качественных торговых площадей в 2004 г. в 5 раз.
Динамика прироста торговых площадей в московских торговых центрах 2004–2014 гг.
Источник: KnightFrankResearch, 2014
При этом доля вакантных площадей в ТЦ Москвы за год выросла на 0,5 п.п., составив по итогам полугодия 3,5%. На фоне активного строительства объектов уже в ближайшей перспективе доля вакантных помещений в торговых центрах Москвы может увеличиться в 2 раза до 7%.
В отчете также отмечается продолжающаяся тенденция к сокращению оборота торговых сетей. Так, темпы роста торгового оборота по России за период с января по май 2014 г. составили 3,1%, тогда как годом ранее этот показатель находился на уровне 3,9%. В Москве значение показателя за рассматриваемый период не изменилось, оставшись на уровне 3,1%.
Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров, Knight Frank, отметила: «В условиях непростой экономической ситуации, сложившейся в первые месяцы 2014 г., многие торговые операторы отметили снижение показателей посещаемости магазинов, что негативно влияет на формирование товарооборота операторов. В связи с этим некоторые из операторов пересмотрели планы по экспансии своих сетей: они стремятся максимально оптимизировать свои затраты и готовы арендовать помещения в наиболее успешных торговых центрах. Такой подход арендаторов неблагоприятно сказывается на заполняемости торговых центров, находящихся на этапе брокериджа. В таких условиях на первый план выходит готовность игроков рынка идти на компромиссы. Опытные девелоперы, мыслящие стратегически, идут навстречу арендаторам, например, предусматривают в договорах аренды так называемую step rent (дисконт от базовой арендной ставки на первые годы работы с постепенным повышением), увеличивают сроки арендных каникул и т.д. Они понимают, что это временные меры и такая стратегия в будущем принесет свои плоды в виде качественного пула арендаторов, открытия торгового центра с высоким уровнем заполняемости и т.д.».
Наиболее крупные торговые центры, введенные в эксплуатацию в первом полугодии 2014 г.
Название
Адрес
Общая площадь (GBA) (м²)
Арендопригодная площадь (GLA) (м²)
Девелопер
I квартал
Реутов Парк
г. Реутов, Носовихинское ш., д. 45
90 000
41 000
Amma Development
Москворечье
Каширское ш., д. 52
29 750
16 650
«Гарант-Инвест»
II квартал
Вегас Крокус Сити
66 км МКАД
295 000
105 000
«Крокус групп»
Весна!
Пересечение МКАД и Алтуфьевского ш.
126 000
56 000
Central Properties и Alto Assets
МЦ
Миклухо-Маклая ул., вл. 36
15 700
12 400
ООО «СЮЗ»
Источник: Knight Frank Research, 2014