«Один день строительно-монтажных работ обходится инвестору очень дорого - на больших объектах эта цифра может достигать нескольких десятков миллионов рублей. В этом контексте скорость и качество работ генподрядчика способны либо минимизировать инвестиционно-строительные риски, либо напротив, пустить инвестора по миру», - об этом на Российском Инвестиционно-строительном Форуме рассказал Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet.
Как правильно оценить возможности и ограничения при реализации строительных проектов? В чем особенности конкурсного отбора подрядчиков и контрагентов ? Как не допустить увеличения стоимости проекта? Об этом на стенде Департамента градостроительной политики Москвы в рамках Форума говорили ведущие эксперты отрасли.
По словам Гасана Архулаева, генерального директора GR Project Group, оптимизированная проектная документация позволяет сэкономить на строительстве до 40% процентов. Поэтому роль грамотного проектного контрагента сложно переоценить. «А в случае больших проектов, КОТов, не стесняйтесь отдавать проектную документацию на экспертизу, чтобы просчитать инвестиционную эффективность проекта. В будущем это может помочь сберечь капитал», - рассказал г-н Архулаев. Остановился эксперт и на особенностях выбора генподрядика: «Лучший способ проверить контрегента — запросить у него справку БДД (бюджет движения денежных средств ). Хорошему подрядчику ничего не стоит сделать этот документ за пять-пятнадцать минут. Если справки в течение указанного времени у меня на столе нет, не стоит дальше тратить время. Этот документ — лакмусовая бумажка чистоты и справедливости всех возможных отношений с заказчиком».
По словам Эвелины Ишметовой, директора по консалтингу и развитию Key Capital, хорошим подспорьем для минимизации инвестиционно-строительных рисков является создание профессиональных проектных команд, которые способны с разных сторон посмотреть на проект, оценить его сильные и слабые места и методом мозгового штурма нивелировать его недостатки, создать сценарий развития проекта. «Когда мы занимаемся анализом наилучшего использования участка , мы как раз работаем по системе ворк-шопов: собирается команда из 8-10 человек (профессионалы - каждый в своей области), им предоставляет исходная информация об участке, городе, состоянии рынка недвижимости и т. д. Они в эту тему погружаются, и далее - через мозговой штурм — мы получаем ответы на все вопросы - в отношении площадки, будущего проекта и т. д. Такой подход позволяет нам сокращать время на разработку концепции и, соответственно, снижать стоимость подобных работ», - поделилась эксперт.
Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, рассказал о том, что для минимизации возможных рисков стоит сосредоточится на профессиональной проработке концепции проекта, грамотном управлении финансами и издержками, правильном выборе генподрядчика, а также качестве инженерных изысканий. Но кроме этого, по словам эксперта, на самом раннем этапе стоит задуматься о том, какую ценность компания будет продавать своему клиенту, на что именно он будет формировать клиентский спрос.
«В эпоху информационной перегрузки и высокой конкуренции на рынке за каждого клиента, маркетинг объектов становится жизненно важной функцией. Если не создать ценности, не придумать историю, которая объясняет появление этого актива — именно здесь и именно в таком виде, никто не сможет идентифицировать проект среди прочих, каким бы необыкновенным он ни был. Поэтому грамотная маркетинговая стратегия, привлечение профессиональных брокеров, которые знают свой продукт как свои пять пальцев, - важные особенности, которые серьезно влияют на показатели рентабельности проектов», - заключил г-н Шапошников.